Спросить
Войти

«Первая школа для Новоселов». История открытия Берестовецкой школы Приморского края (1912-1917 гг. )

Автор: указан в статье

8. Школа для учителя. Курсы повышения квалификации учителей начальных народных училищ Приамурского генерал-губернаторства в 1913 г. Документы и материалы. - Владивосток: РГИА ДВ, 2010. - 245 с.

9. Березкина Н.И. Это нашей истории строки. - Владивосток: Изд-во «Уссури», 1999. - 104 с.

«ПЕРВАЯ ШКОЛА ДЛЯ НОВОСЕЛОВ». ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ БЕРЕСТОВЕЦКОЙ ШКОЛЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (1912-1917 ГГ.)

© Пчела И.В.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

Статья освещает проблему становления начальной школы Дальнего Востока в начале ХХ в. Архивные материалы позволили описать условия, в которых открывались и работали сельские школы края.

Вековой юбилей Берестовецой школы Приморья обусловил интерес к самым ранним вехам ее истории. Обращение к фондам Государственного архива Приморского края и Российского государственного исторического архива Дальнего Востока позволили проследить историю открытия этого учебного заведения. Его становление происходило в самом начале ХХ в.

В 1890-е гг. в Южно-Уссурийском крае для размещения крестьян-переселенцев из центральных и южных губерний страны понадобились свободные земли. Чиновники переселенческого управления, исследовав районы центрального Приморья, выяснили, что в долине реки Даубихе есть участки, пригодные для заселения землепашцами. Однако освоение и заселение этого района могло начаться только после землеотвода.

Дата основания населенного пункта, как правило, вызывает споры краеведов, поскольку создание населенного пункта - это процесс довольно длительный. Он происходит как минимум в три этапа: отвод земли, начало её освоения ходоками и семьями переселенцев и, наконец, избрание органов общественного управления, т.е. приобретение статуса поселения. Все вышесказанное в полной мере относится к селению Берестовец. Историки и старожилы называют разную дату основания этого селения.

В 1903 г. землемеры переселенческого управления приступили к межеванию свободных земель в долине реки Даубихе. На переселенческом уча* Доцент кафедры Исторического образования, кандидат педагогических наук.

стке «Видный» между рекой Лючихеза и наделами деревни Гордеевка, согласно сведениям Приморского областного статистического комитета Верх-не-Уссурийского участка на 1903 г., было отведено 5 191 дес. земли [1, л. 49]. Как только был произведен отвод земли для будущего селения, активизировался процесс их заселения. На берега Даубихе и Лючихезы устремились ходоки и новоселы, преимущественно малороссы. В 1903 г. на переселенческий участок «Видный» прибыло 54 ходока [1, л. 49].

В числе первых поселенцев, согласно архивным сведениям, были Аксеновы, Артемовы, Белоус, Боровой, Вдовенко, Гайда, Глущенко, Грань, Зин-ченко, Клименко, Монохов, Москаленко, Москвитин, Росейчик, Смотриков, Соловцов, Стоянов, Ткаченко, Чалый и др. [2, с. 41].

Наряду с крестьянами-новоселами заметную роль в освоении этих мест играли политические каторжане. Дело в том, что новая деревня оказалась настоящим «медвежьим углом», выбраться за пределы которого было сложно: вокруг непроходимая Уссурийская тайга. Поэтому новая деревушка на участке «Видный» стала местом политической ссылки. По сведениям З.С. Силиной, сюда в 1908 г., после трехлетнего тюремного заключения в «Бутырке» за участие в Выборгском восстании 1905 г. был сослан Филипп Бердников. Он и его семья проживали здесь вплоть до 1917 г., без права на переписку и свободный выезд за пределы участка [3, л. 31].

К 1907 г. население несколько обжилось на новом месте. Поселенцы построили дома, освоили земельные участки, выбрали своих представителей в органы местного самоуправления. Наступила пора возбудить ходатайство о присвоении населенному пункту статуса селения. Получив представление заведующего водворением переселенцев в Анучинском подрайоне от 20 июня 1907 г. за № 768, Приморское областное по крестьянским делам Присутствие, руководствуясь статьей 20 Временных правил 6 июня 1904 г. и статьями 55-56 Инструкции от 17 февраля 1906 г., решило: утвердить на переселенческом участке отдельное сельское общество под названием «Бере-стовец» (на 324 душевые доли) и включить его в состав Ивановской волости [4, л. 63]. Так на карте Ивановской волости Никольск-Уссурийского уезда появилась новая деревня - Берестовец. В том же 1907 г. из Ивановской волости выделилась Сысоевская волость, д. Берестовец перешла в подчинение последней.

Издание закона «О всеобщем начальном образовании» (1909 г.) вынудило чиновников произвести учет всех детей школьного возраста в семьях переселенцев. Перепись показала, что тот год в деревне Берестовец начитывалось 43 двора; в семьях новоселов, по сведениям «О положении школьного дела Верхне-Уссурийского крестьянского участка», числилось 25 мальчиков и 16 девочек школьного возраста [5, л. 83]. Однако ни органы общественного управления, ни местное население к устройству начальной школы пока не стремились, более того, даже не возбуждали ходатайств об отпуске

денег на их постройку [5, л. 80]. Между тем именно в это время как раз представилась возможность получить кредит на школу.

Начиная с 1906 г. после передачи всех функций переселенческого дела в ведение Переселенческого Управления «удовлетворение церковно-школьных нужд было поставлено гораздо шире. Оно выразилось в форме выдачи ссуд и пособий на постройку церквей и школ, в составлении проектов зданий и смет, техническом надзоре при самих постройках и т.п.» [6, л. 71]. Выделялись значительные суммы для открытия новых училищ и содержание уже действующих.

Например, только в один (1912) год в распоряжение Инспектора Народных Училищ Владивостокского района на содержание приходских училищ вновь образованного Никольск-Уссурийского района был передан кредит в сумме 37 557 рублей. Его израсходовали на содержание сельских приходских училищ, на вознаграждение заведующим, законоучителям-священникам и на выплату жалования учителям [7, л. 2-3]. Казалось бы, в этих условиях никаких сложностей с открытием начальной школы в селении Бере-стовец возникнуть не должно было.

Однако крестьяне долго обдумывали предложения об открытии начальной школы, все тщательно взвешивали и рассчитывали. Дело в том, что начальное обучение в те годы не было общедоступным и бесплатным. Кредит, выделяемый на открытие школы, предусматривал суммы на составление проектно-сметной документации, строительство, обеспечение школьными принадлежностями и оплату труда заведующего школой и учителей. Однако «в расчет не принимались затраты местного населения натуральным расходом: лесом, подвозкою строительных материалов, работ по строительству, которые в некоторых случаях достигали значительной величины» [6, л. 73]. Более того, местное население должно было гарантировать обеспечение «школьных нужд»: ежегодный текущий ремонт здания, сельского общества обеспечивало отопление, освещение и охрану школы. Для обеспечения школы всем необходимым, на жителей деревни сход устанавливал денежную раскладку. Крестьянам предстояло хорошо подумать, имеют ли они возможность дать своим детям азы грамоты.

Инспектор народных училищ Никольск-Уссурийского района П. Шосс в вопросах «школьного дела» занимал принципиальную позицию. По его убеждению, «не следовало открывать народные училища в тех селениях, в коих не было передано приговоров сельских обществ с ходатайством об открытии и с некоторыми обстоятельствами обществ в отношении вновь открываемых школ (сторож, отопление, освещение, поддержание чистоты, наем временного помещения и проч.). Без согласия общества открывать школы я не нахожу возможным» [7, л. 31]. Свои доводы П. Шосс изложил в письме на имя Окружного инспектора училищ Приамурского края от 18 ноября 1912 г. В этом письме он аргументирует свою позицию следующим

образом: «знаю, что в таких случаях школы бывают обречены на жалкое существование, поразительную мало людность, полное неустройство в отношении хозяйственной части школьного дела, отсутствие мало-мальски сносного помещения, отсутствие сторожа, дров для отопления и т.п. Бывают даже прискорбные случаи возбуждения крестьянами ходатайств о закрытии училищ, открытых без согласия сельских обществ» [7, л. 31об].

Учитывая это, П. Шосс предпринял энергичные меры к скорейшему получению от сельских обществ ходатайств, с принятием на себя обязательств по содержанию «школьного дела» в полном порядке.

Чтобы органам местного самоуправления не чинились препятствия со стороны чиновников разных ведомств, инспектор народных училищ Ни-кольск-Уссурийского района обратился за содействием к инспектору Владивостокского района и к крестьянским начальникам. Он разослал сельским старостам отпечатанные бланки приговоров и иную другую документацию. К сожалению, в архивах не удалось обнаружить «приговор сельского общества селения Берестовец об открытии начальной школы». Можно лишь предположить, что такой документ был составлен и в «необходимо короткий срок» передан в распоряжение инспектора. Поскольку П. Шосс в одном из своих отчетов скрупулезно перечислил «те сельские общества, кои несмотря на неоднократные запросы, ответы от коих не получены» [7, л. 32-32об]. В этом «черном списке» упоминание о сельском обществе Берестовец Сысо-евской волости отсутствует.

Вероятно, после всесторонних обсуждений и некоторых раздумий, сельский сход все же дал согласие на открытие начальной школы. Уже 18 ноября 1912 г. П. Шосс докладывал инспектору народных училищ Владивостокского района, что он, «получив приговоры об открытии школ, израсходовал переведенный в его распоряжение кредит в сумме 5 304 рубля 34 копейки на открытие в сем отчетном году 23-х новых училищ и на жалование учителям» [7, л. 32]. В числе вновь открытых в 1912 г. начальных школ значилась Берестовецкая одноклассная школа, подведомственная министерству народного просвещения.

Деятельность этого типа школ определялась «Инструкцией для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства Народного Просвещения» (1875 г.). Срок обучения в такой школе составлял три года. Обязательными предметами были Закон Божий, славянская грамота с чистописанием, арифметика. В каждом сельском одноклассном училище работал заведующий школой (законоучитель) и один учитель.

18 сентября 1912 г. распоряжением № 20 по Никольск-Уссурийскому отделу народного образования назначение на должность учительницы начальных классов в Берестовецкую школу получила 16-летняя выпускница 7-клас-сной Читинской женской гимназии Лидия Георгиевна Мордовская [8, л. 42-42об]. Она происходила из не очень состоятельной семьи, поэтому свой трудовой путь она начала довольно рано. О том, с каким трудом она получила образование, можно судить из писем ее сына В.А. Мордовского, которые хранятся в музее Политехнического института. Строки из этих писем были опубликованы в районной газете «Анучинские зори». Приведем фрагмент из его письма: «тебе приходилось зарабатывать гроши для своего существования... Рядом с тобой сидели детки «благородного» воспитания, не знавшие ни нужды, ни горя» [цит. по: 9, с. 2]. Только один 1912-1913 учебный год проработала Лидия Георгиевна в Берестовецкой школе [8, л. 42], Это был ее первый опыт в долгом и трудном деле просвещения деревенской детворы.

В следующем 1913-1914 учебном году назначение на должность учительницы Берестовецкой школы получила тов. Короткевич [10, л. 145]. Она два (1914-1916) года учила сельских ребятишек грамоте, письму и счету. В 1916-1917 учебном году в этой школе работала еще одна молодая учительница - Ксения Апполунина [11, л. 62]. Все эти годы Берестовец оставалась малолюдной деревенькой, в которой, согласно Всероссийской переписи 1915 г., проживало всего 472 человека [12, с. 32], за партами в классах сидело чуть больше десятка учеников и учениц. Не стоит и удивляться, что в годы гражданской войны, когда Берестовецкое одноклассное училище, наряду с другими школами края, перестало финансироваться и вскоре закрылось. Сельское общество не могло обеспечить его нужды. Однако в документах за 1920-1921 гг. стояла приписка «может быть открыто, если сложатся обстоятельства» [13, л. 14].

Благоприятные обстоятельства сложатся в 1925 г., тогда школа в Бере-стовцах вновь распахнет свои двери [14, с. 36] и начнется новая страница истории этого учебного заведения.

Список литературы:

1. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока [Далее РГИА ДВ]. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1730.
2. Горчаков А.А. Демографическая картина становления крестьянских селений Анучинского района (по метрическим книгам православных церквей) // Из истории заселения Анучинского района: документы и материалы. -Владивосток: РГИА ДВ, 2009. - С. 35-42.
3. Государственный архив Приморского края [Далее ГАПК]. Ф. 1563. Оп. 1. Д. 4.
4. РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 2173.
5. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 341.
6. РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1576.
7. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 418.
8. ГАПК. Ф. 112. Оп.1. Д. 56.
9. Глушак Л. Свет далекой звезды // Анучинские зори. - Анучино, 2012. -15 августа.
10. Памятная книжка Приморской области на 1914 г. - Владивосток, 1914. - Л. 145.
11. Памятная книжка Приморской области на 1916 г. - Владивосток, 1916. - Л. 62.
12. Населенные и жилые места Приморского района. Крестьяне. Инородцы. Желтые. Перепись населения. 1-20 июня 1915 - Владивосток, 1915. -98 с.
13. ГАПК. Ф. 756. Оп. 2. Д. 1.
14. Начальные и средние школы Дальневосточного края на 1 января 1935 г. Справочник. - Хабаровск, 1935. - 282 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЕЙ

КАМЕНЬ-РЫБОЛОВСКОЙ ЦЕРКОВНОПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ 1885-1917 ГГ.

© Рядкина К.Я.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

Статья посвящена учителям, которые внесли огромный вклад в становление и развитие начального и среднего образования в с. Камень-Рыболов Приморского края (1885-1917 гг.). Автор сравнивает уровень профессионального мастерства, происхождение и образовательный ценз школьных педагогов разных этапов работы на примере одной школы.

Модернизация системы высшего педагогического образования в 2000 гг. обуславливает необходимость периодически бросать ретроспективный взгляд на систему подготовки и переподготовки учителей для разных типов школ Российской империи. Эта тема неоднократно становилась предметом изучения педагогов и историков. Однако региональные аспекты в подготовке педагогических кадров освещены недостаточно полно.

В своих публикациях краеведы Н.И. Березкина [1], О.Б. Лынша [2], И.В. Пчела [3] и др. описали разные пути подготовки и переподготовки работников для разных типов учебных заведений Приморского края. Они убедительно доказали что местные и краевые органы предпринимали самые энергичные меры для улучшения профессиональной подготовки педагогов. Однако всю первую половину ХХ века приморские школы продолжали испытывать острую нужду в квалифицированных кадрах. Этот тезис подтвер* Студент (специальность «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция»).

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ МИНИСТЕРСКОЕ УЧИЛИЩЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ИНСПЕКТОР ВСЕОБЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты