Спросить
Войти

НАСЛЕДИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ТАВРИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ В ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД

Автор: указан в статье

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 3 (13). Вып. 1. 2017 г. С. 5-19.

Наследие В.И. Вернадского и Таврический университет: исторические сопоставления в юбилейный год

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

Аннотация. Настоящая статья готовилась к печати в 2013 г. - по итогам празднования 150-летнего юбилея В. И. Вернадского. Однако по техническим причинам запланированная публикация не состоялась. Вместе с тем к настоящему времени содержание этой работы не только не утратило своей ценности, но и, напротив, приобрело дополнительную актуальность в связи с созданием Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского и необходимостью осмыслить долгосрочную стратегию развития вуза с учетом вековых традиций высшего образования в Крыму. Статья прослеживает реализацию идей В. И. Вернадского в судьбе Таврического университета и акцентирует внимание на тех тактических и стратегических решениях, которые принимались в разные периоды истории вуза и обеспечивали ему перспективу устойчивого роста. Особое значение настоящая статья приобретает благодаря тому, что основу ее содержания составляют рассуждения и размышления бессменного ректора Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, первого президента Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского - академика Николая Васильевича Багрова. Выводы Н. В. Багрова, изложенные им в этой статье, базируются на исторических сопоставлениях и его собственном уникальном профессиональном опыте, что делает их бесценным пособием для всякого, кто посвятил свою деятельность развитию образования и науки.

Существует глубокая логика, которая заставляет народы в переломные периоды истории обращаться к памяти своих героев, своих гениев. И трудно переоценить важность, которую имеет для нас нынешний юбилей В. И. Вернадского. Воодушевляет, что даже в столь отчаянный период кризиса государство сумело воздать должное великому ученому, что в разных уголках страны имя В. И. Вернадского на какой-то момент заслонило собой экономические, политические и житейские проблемы.

Большое видится на расстоянии, и, думается, что 150-летний юбилей - это хронологическая дистанция, которая позволяет нам лучше осознать истинную ценность деятельности В. И. Вернадского для отечественной истории и науки. Наследие ученого настолько масштабно и многогранно, что специалисты разных сфер еще долго будут черпать из его трудов идеи, имеющие надвременное значение.

УДК 37.01

Багров Н. В. Орехов В. В.

Но есть иная сторона вопроса. Прошедший юбилей заставил нас подвести некий итог собственной деятельности, отчитаться перед самими собой, насколько бережно и мудро использовали мы до сих пор великое наследие Вернадского. И, может быть, этот искренний отчет - востребованный не формальными требованиями, а самой историей - является главным событием в ряду многочисленных юбилейных мероприятий.

Для Крыма необходимость такого самоанализа актуальна особенно, поскольку, с одной стороны, наш полуостров сыграл уникальную роль в формировании В. И. Вернадского, а с другой, - Крым очень многое получил от В. И. Вернадского. Именно поэтому в 2003 г. В. И. Вернадскому присвоено звание «Почетного крымчанина».

С полуостровом связаны основные жизненные вехи В. И. Вернадского: поиск собственного пути в науке, накопление фактических знаний, период научных экспедиций; в Крыму В. И. Вернадский руководил университетом, впервые прочел курс лекций по геохимии; здесь В. И. Вернадский основал первую лабораторию по изучению живого вещества, обдумывал концепцию биосферы и ноосферы. Именно в Крыму в 1920 г. он принял решение отказаться от эмиграции, и это сохранило для отечественной науки великого ученого.

Каждая из этих нитей, прочно связавших имя В. И. Вернадского с Крымом, заслуживает отдельного разговора. Однако остановимся на том чрезвычайно важном аспекте, который обычно оказывается несколько затененным достижениями В. И. Вернадского как великого исследователя. Имеем в виду деятельность В. И. Вернадского в качестве организатора науки и высшего образования.

Не то чтобы потомки забыли об организаторских достижениях В. И. Вернадского. Нет, во все анналы истории В. И. Вернадский вошел как организатор Украинской академии наук, Радиевой комиссии, Комиссии по изучению естественных производительных сил России, Украины и Крыма, а также как основатель многих других научных организаций и подразделений, не потерявших своего значения в наши дни. Обо всем этом мы говорим с уважением и благодарностью. Но научились ли мы использовать опыт и результаты размышлений, накопленные В. И. Вернадским в этом направлении?

Отвечая на этот вопрос, следует, прежде всего, разобраться, какую роль сам В. И. Вернадский отводил в своей деятельности организационной работе.

Если судить по дневникам и письмам В. И. Вернадского, на определенном этапе он оказался перед серьезной дилеммой: посвятить ли себя безраздельно чистой науке или общественной деятельности? Как раз в этот период В. И. Вернадский впервые оказался в Крыму, в имении «Карабах». Шел 1893 г. В. И. Вернадскому исполнилось 30 лет, он успешно защитил магистерскую диссертацию и стал заведующим Минералогическим кабинетом в Московском университете. Однако его мысль находилась в поиске дальнейших, более масштабных перспектив.

Анализ событий этого периода показывает, что именно здесь, в Крыму, познакомившись с укладом жизни ученых обитателей Карабаха и Профессорского уголка (а это были ученые-естествоиспытатели), В. И. Вернадский проникся атмосферой гармоничного единения между общественным долгом и долгом

ученого, осознал, что общественная деятельность и научная работа должны находиться в состоянии не конкуренции, а взаимодополняющего синтеза.

И дальнейшая биография В. И. Вернадского подтверждает неизменное стремление сочетать общественные обязанности с научными поисками. Зачастую это сочетание выглядело весьма и весьма драматично. От политической жизни В. И. Вернадский по известным историческим обстоятельствам был практически полностью отстранен в 1917 г. Однако огромная сфера организации науки и образования продолжала волновать и требовать от ученого огромных затрат времени и сил, которые вполне осознанно, преодолевая сомнения, В. И. Вернадский напряженно изыскивал в ущерб регулярной научной работе. Наиболее яркий пример тому - роль В. И. Вернадского в истории Таврического университета.

Изначально сотрудничество В. И. Вернадского в Крымском вузе рассматривалось как нечто временное. Оказавшись зимой 1920 г. в Крыму и перенеся тяжелую болезнь, В. И. Вернадский подошел к важному, судьбоносному рубежу. Вынужденное физическое бездействие и уединение в ялтинском имении «Горная Щель» позволили ему определить стратегию научных поисков на многие годы вперед. И тогда, осознавая масштаб поставленных целей, В. И. Вернадский написал: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть мое призвание, моя обязанность...».

В тот момент у В. И. Вернадского была лишь одна возможность реализовать свое научное призвание - эмиграция из разоренного, терзаемого междоусобицей отечества. Поэтому В. И. Вернадский обратился в английскую миссию с просьбой обеспечить ему отъезд в Великобританию в качестве почетного члена Британской ассоциации наук. Поскольку рассмотрение вопроса требовало немалого времени, В. И. Вернадский подал в Таврический университет заявление, где выразил желание прочесть курс лекций по геохимии, после чего был принят на должность сверхштатного ординарного профессора.

Но всего через полгода, в сентябре 1920 г., в судьбе В. И. Вернадского произошел поворот, который требует нашего осмысления, поскольку объясняет и личностные качества В. И. Вернадского, и ответственность, которую несет ученый перед национальной наукой, отечественным просвещением, перед Отечеством в целом.

В связи с безвременной кончиной первого ректора Таврического университета Р. И. Гельвига ректором вуза был избран В. И. Вернадский. Решение возглавить вуз далось В. И. Вернадскому нелегко. Должность требовала отказа от эмиграции, вопрос о которой был уже практически решен. Это ломало все научные и жизненные планы. Тем не менее В. И. Вернадский остался в разоренном Крыму во главе вверенного ему Таврического университета.

Если судить по дошедшим до нас свидетельствам участников событий, то решение В. И. Вернадского стало ответом на многочисленные просьбы его университетских коллег всех рангов и званий. Но думается, что причины этого шага лежат глубже, нежели в эмоциональной отзывчивости.

В. И. Вернадский был одним из основателей Таврического университета. Еще в 1916 г. в числе 30 членов Государственного Совета он поддержал законопроект об открытии первого крымского вуза. Через год, когда

рассмотрение проекта оказалось в ведении Комиссии Министерства народного просвещения, заседаниями которой руководил В. И. Вернадский, он снова поддержал крымское начинание.

В. И. Вернадский давно и много размышлял об организации высшего образования. Еще в 1901 г. он выпустил свою первую работу на эту тему: «Об основаниях университетской реформы» [1]. Должность товарища министра просвещения Временного правительства, которую В. И. Вернадский занимал в 1917 г., значительно актуализировала его интерес к проблемам высшей школы.

Теперь, в 1920 г., возглавив Таврический университет, В. И. Вернадский мог на практике осуществить свои организационные замыслы, которые формировались, как минимум, два десятилетия. К этому неизбежно примешивалось отческое чувство к Таврическому университету, созданному при поддержке В. И. Вернадского в самой сложной исторической обстановке.

Не станем перечислять все сделанное В. И. Вернадским на посту ректора, лишь скажем, что он был всецело поглощен своими административными обязанностями и проявил недюжинную самоотверженность (порой граничившую с риском), защищая сотрудников и студентов от репрессивных действий власти.

Тем не менее, в начале 1921 г. и весь университет, и самого В. И. Вернадского ожидал серьезный удар. С окончательным утверждением в Крыму советской власти началась реорганизация вуза, финансирование которого в условиях разрухи превращалось в непосильную задачу. Основная часть факультетов (общественных наук, юридический, филологический) ликвидировалась, студенты и преподаватели иных факультетов, кроме медицинского, временно распускались. В Совет университета вошли представители Крымнаробраза, Крымревкома, Крымпрофсовета.

Не имея возможности противодействовать фактическому разрушению вуза, в январе 1921 г. В. И. Вернадский официально отказался от должности ректора. Причины ухода В. И. Вернадский изложил в «Записке о необходимости сохранения Таврического университета» [2].

Этот документ по многим причинам уникален. Во-первых, он содержит окончательные формулировки принципов устройства высшей школы - итог размышлений В. И. Вернадского за многие годы. Во-вторых, по этой рукописи читатель, зная отношение В. И. Вернадского к Таврическому университету и практическую безысходность конфликта, живо ощущает отчаянное вдохновение ученого, прибегающего к силе слова и логики как к последнему доводу. Доводу, который вряд ли переломит текущую ситуацию, но сможет иметь значение истины в будущем. И, наконец, в этом документе наиболее полно выражено представление В. И. Вернадского о значении Таврического университета, о будущем высшей школы в Крыму. Учитывая важность документа, мы опубликовали его текст полностью в двух изданиях книги «В. И. Вернадский и Крым: люди, места, события...» [3, с. 195-201; 4, с. 195-201]. Сейчас же остановимся лишь на некоторых мыслях В. И. Вернадского, которые стали путеводными для Таврического университета в позднейшие эпохи. Иными словами, рассмотрим почти вековую историю Таврического университета сквозь призму тех мыслей, которые В. И. Вернадский высказал в «Записке о необходимости сохранения Таврического университета».

После ухода В. И. Вернадского судьба университета складывалась непросто. Таврическому университету пришлось разделить все тяготы страны. С позиций времени тогдашнее реформирование вуза выглядит чередой порывистых экспериментов и противостояний как внутри университета, так и за его пределами.

Преобразования вуза преследовали две цели: открыть доступ к университетскому образованию представителям беднейших слоев населения и оптимизировать структуру университета с учетом финансовых возможностей разоренного государства. Итог преобразований был всякий раз одним - очередное сокращение вуза.

К 1925 г. высшее учебное заведение в Крыму достигло своеобразного кризисного дна. Утвердившись в формате Педагогического института, вуз имел всего 56 преподавателей и 507 студентов [5, с. 75-77] - в пять-шесть раз меньше, чем Таврический университет. Однако по мере восстановления страны восстанавливал свои силы и вуз.

Крайне медленно, через пробы и ошибки, вуз наращивал свой потенциал. Он пережил ужасы Великой Отечественной и, несмотря на тяжелые потери, заново начал работу на крымском пепелище. Лишь в 1972 г. он вернул себе статус университета, продолжая развиваться медленно, но неуклонно.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. университет столкнулся с новыми историческими вызовами. Развал государства сразу ударил по самым уязвимым областям жизни, среди которых - и система образования. Накопленный за десятилетия потенциал университета начал исчезать угрожающими темпами. Вуз оказался обескровлен, отстранен от потока меняющейся жизни, забыт в череде политических и экономических коллизий. В каком-то смысле это был рецидив ситуации, сложившейся в эпоху Гражданской войны.

К концу 1990-х стало очевидным, что спасти университет смогут только масштабные преобразования, которые адаптируют вуз к принципиально изменившимся запросам и условиям жизни. Закономерно, что в этот момент оказались востребованными мысли В. И. Вернадского о сохранении Таврического университета, высказанные в далеком 1921 г., но многие десятилетия остававшиеся под спудом. Дальнейшее преображение университета происходило и происходит сегодня под знаком идей В. И. Вернадского, о чем стоит сказать подробнее.

1999 г. ознаменовал новый этап в истории Таврического университета - вуз получил статус национального и удостоился чести носить имя В. И. Вернадского. В известной степени имя великого ученого было присвоено университету некоторым авансом, поскольку многие реформы к тому времени были лишь задекларированы или только начаты. Однако сегодня есть возможность подвести полновесные итоги сделанному за 15 последних лет.

Объяснимо, что в первую очередь следовало обеспечить нормальные условия учебного процесса и студенческого быта, то есть решить рутинные хозяйственные вопросы. Подобная задача стояла перед университетом в 1920 г., когда более двадцати профессоров и преподавателей не имели жилья, а на всех студентов выделялось всего 30 стипендий; стояла она и позднее - после изгнания фашистов, когда занятия велись в незастекленных помещениях без мебели. Теперь уровень упадка был, конечно, меньшим, но масштаб проблем значительно

возрос. Тем не менее, в сжатые сроки был проведен ремонт факультетов иностранной филологии, физической культуры и спорта; преобразилась территория Студенческого городка, общежития получили автономную котельную; была модернизирована столовая, построен культурно-спортивный комплекс, где ныне проводятся мероприятия, объединяющие сотрудников и студентов разных факультетов в монолитный коллектив. Были заново оборудованы читальные залы научной библиотеки, учебные аудитории, актовый зал.

Этот прорыв позволил обратиться к главному - обновить философию образования, расширить возможности научной работы, и в этой сфере отправной точкой послужили идеи В. И. Вернадского.

В 1921 г. идеология университетских реформ в Крыму сводилась к вытеснению фундаментальных наук за счет сохранения прикладных областей знаний. В «Записке о необходимости сохранения Таврического университета» В. И. Вернадский убеждал, что подобные меры в перспективе разрушат научный потенциал страны. «Настоящая сила будущего есть наука в ее полном объеме, а не прикладная ее часть, - констатировал В. И. Вернадский. - В XX веке нельзя достигать одинаковых результатов с цивилизованными народами, применяя полузнание вместо знания, техническую выучку вместо научной техники, а между тем ясно, что страна, развивающая у себя только то, что в общежитии называется прикладной наукой <...>, очень быстро опустится до состояния полузнания и во всех состязаниях будет побеждаться более ее знающими соперниками. <...> Поспевать за ходом науки можно, лишь охватывая ее всю» [4, с. 196].

На рубеже третьего тысячелетия университет оказался перед тем же выбором. Можно было в погоне за экономией свернуть все расходы на фундаментальные исследования, на специальности, которые априори не способны обеспечивать моментальных практических результатов. Подобную меру можно было бы легко оправдать тяжелой экономической ситуацией. Но это было бы повторением ошибки 1920-х гг., на пагубность которой указывал В. И. Вернадский.

Поэтому в начале XXI в. университет избрал иной принцип реформ. Этот принцип основывался на максимальном расширении перечня специальностей, что позволяло, с одной стороны, чутко реагировать на быстрые изменения общественного запроса, с другой - сохранить направления, имеющие непреходящую важность.

Взятый курс имел принципиальное для высшей школы преимущество, на важности которого настаивал В. И. Вернадский. «Соединение факультетов в один университет, - утверждал В. И. Вернадский в той же «Записке.», - не есть механическое объединение. <...> Только в университете есть возможность каждому в свободном общении с разнообразнейшими по интересам и занятиям работниками войти в круг мирового знания, науки во всем ее недоступном отдельному человеку величии» [4. с. 199]. Из этого постулата легко выводится закономерность: чем шире спектр специальных знаний, представленных в университете, тем шире диапазон возможностей у выпускников, а стало быть, у отечественной науки, промышленности, экономики и т. д.

Статистика последних лет говорит сама за себя. С 1999 г. количество специальностей в университете выросло с 29 до 48. Среди введенных

специальностей, отвечающих на острые запросы современности: журналистика, биофизика, биохимия, международная экономика, теория и практика перевода, туризм, политология, банковское дело, компьютерные сети и системы. Количество студентов возросло до 14 тысяч против 9 тысяч, учившихся в СГУ им. М. В. Фрунзе в 1998 г., против 3 тысяч, поступивших во время первого набора в Таврический университет в 1918 г., против 500 человек, учившихся в Крымском пединституте в 1925 г.

Расширение набора специальностей потребовало структурной реорганизации университета. Были созданы новые факультеты: философский, славянской филологии и журналистики, химический, биологический, психологический и другие. Число факультетов возросло с 11 до 17. В Севастополе и Керчи на базе университета были созданы экономико-гуманитарные институты. Чтобы раскрыть логику этого переформатирования, необходимо провести еще одну параллель с ситуацией 1921 г.

Тогда был поставлен вопрос о полном упразднении факультетов общественных наук и философско-словесного, вместо них создавался восточный факультет. Ущербность этого проекта для В. И. Вернадского была очевидной. И он настойчиво внушал «реформаторам извне» мысль о том, что на философско-словесном факультете сосредоточено изучение дисциплин, «без которых не может существовать университет и не может идти жизнь цивилизованного человека», поскольку именно на этом факультете «идет изучение драгоценного орудия всякого школьного преподавания - языка и духовной культуры народа». Уничтожение этого факультета, утверждал В. И. Вернадский, «наносит непоправимый удар первоначальному школьному обучению», которое без участия университета «поставить правильно и прочно невозможно» [4, с. 198199].

Полностью восполнить пробел, созданный в ту эпоху, нам удалось лишь в 2000-е годы, когда в составе университета появились факультеты: философский, славянской филологии и журналистики, украинской филологии, крымскотатарской и восточной филологии. Особо следует остановиться на создании последнего из перечисленных факультетов.

По убеждению В. И. Вернадского, исследование романо-германской и арабской культур должно осуществляться в университете параллельно. Залог успеха для крымскотатарского факультета В. И. Вернадский видел в рамках такого синхронного процесса. А потому выступал против создания восточного факультета как единственной гуманитарной структуры университета. Такая изоляция факультета от других направлений гуманитарного цикла, полагал ученый, заведомо ослабит уровень подготовки специалистов.

В 2000-е годы перечисленные выше факультеты, а с ними и факультет иностранной филологии, явились основным двигателем развития гуманитарных знаний в Крыму. Постоянное взаимодействие этих факультетов не просто обеспечило возможность цивилизованного межкультурного общения, оно создало межкультурный «шов» на месте извечно существующего в Крыму геополитического разлома.

В завершение мысли отметим и то, что сегодня гуманитарные и другие факультеты Таврического университета, как и предсказывал В. И. Вернадский, обеспечивают кадровую комплектацию крымских школ.

За последние 15 лет Таврический национальный университет обогатился несколькими уникальными подразделениями, но одно из них заслуживает отдельного разговора. Речь идет о Ботаническом саде.

Классический университет невозможен без подобной структуры, особенно крымский университет, одной из задач которого изначально было определено изучение и использование неповторимого природного своеобразия полуострова. Поэтому на разных этапах истории вуз предпринимал попытки создать ботаническую коллекцию.

В 1928 г. Симферопольский горсовет передал вузу (тогда носившему название Крымского государственного пединститута) территорию (более 14 га), принадлежавшую некогда промышленнику и банковскому деятелю П. С. Щербине. Сотрудниками института в саду были устроены парники, заложены питомники растений, живой гербарий степной, южнобережной и горной флоры Крыма, создан живой зоологический уголок. Позднее при разделе вуза эта территория перешла сельхозинституту, а еще позже - вернулась в ведение города. Ныне этот парк известен как Детский парк Симферополя.

Следующая попытка создать университетский ботанический сад относится к началу 1960-х гг. Тогда, выделяя университету участок под строительство главного корпуса, городские власти поставили условие: создать в «Салгирке» ботанический сад. Несмотря на нехватку средств, вуз взялся за эту работу. Была посажена знаменитая кедровая аллея, на территории сада было собрано 182 вида редких растений, и скоро университетский дендрарий вошел в число заповедных объектов областного значения.

Однако в годы развала эта работа замерла, парк погибал. Множество ценных растений было утрачено. Запущенный парк превратился в пастбище и приобрел репутацию одного из «неблагополучных», криминогенных мест города.

Переломить ситуацию удалось лишь в 2003 г., когда Верховный Совет Крыма объявил парк «Салгирка» базой для создания Ботанического сада ТНУ. Благодаря энтузиазму сотрудников в течение нескольких лет университетом был создан поистине уникальный ботанический сад. Он стал воплощением замыслов Х. Х. Стевена, который еще 200 лет назад говорил о необходимости создать ботаническую коллекцию, подобную Никитской, по северную сторону Крымских гор.

Сегодня Ботанический сад университета - это бесценная научная и учебная лаборатория для студентов и сотрудников вуза, но это еще и объект рекреационной привлекательности, учебное пособие для тех, кто создает гармоничное сотрудничество между обществом, наукой и природой. Один из лучших в стране, ботанический сад превращается в научный центр и уже дважды становился местом проведения Совета ботанических садов и дендропарков Украины.

Это сад имеет еще и огромное мемориальное значение. «Салгирка» -важнейшая страница в истории науки. Здесь располагались усадьбы П. С. Палласа (сохранилась до наших дней) и Х. Х. Стевена. На территории парка покоится прах профессора Таврического университета, известного лесовода Г. Ф. Морозова, чьи работы очень высоко ценил В. И. Вернадский. В 2006 г. благодаря усилиям Таврического университета памятник на могиле профессора Г. Ф. Морозова был обновлен [6].

Судьба самого В. И. Вернадского тесно связана с «Салгиркой». Он жил здесь летом 1920 г. в бывшем особняке графа М. С. Воронцова. Повсюду царил хаос Гражданской войны, но уединенный особняк на окраине Симферополя дал возможность В. И. Вернадскому создать здесь первую лабораторию по изучению живого вещества. Не хватало приборов и препаратов, не было освещения, но был старинный парк «Салгирка», который обеспечивал возможность научных наблюдений и дарил покой, столь необходимый для научной работы. Позднее ученый назовет пребывание здесь лучшим временем в своей жизни.

В начале XXI в. в особняке М. С. Воронцова расположился Крымский научный центр НАН Украины. На фасаде установлена мемориальная доска, посвященная памяти В. И. Вернадского. Совместно с Таврическим университетом и Центральным музеем Тавриды сотрудники Центра воссоздали рабочую обстановку, которая окружала Вернадского в далеком 1920 г., когда в условиях разрухи и голода ученый приступал к эпохальному исследованию закономерностей биосферы.

Продолжая практические начинания В. И. Вернадского, Таврический национальный университет преобразовал свою научную библиотеку. В 1920 г., возглавив вуз, В. И. Вернадский предпринимал серьезные усилия, чтобы сформировать это книжное собрание. Он привлек свои личные связи и обратился к старому знакомому В. А. Маклакову (на тот момент послу во Франции) с просьбой переслать в Таврический университет необходимую литературу. В. И. Вернадский разослал сотрудников университета по крымским усадьбам, чтобы спасти книжные коллекции, которые безвозвратно погибали в огне Гражданской войны. Наконец, он передавал университету книги из своей личной библиотеки.

Ныне библиотека университета, располагая фондом почти в миллион экземпляров, хранит сотни уникальных изданий, иные из которых датируются ХУ-ХУ1 вв. Чтобы сделать эти ценности доступными для специалистов и студентов, университет создал Музей книги, выполняющий научные и просветительские задачи.

Если говорить об университетских музеях, то необходимо упомянуть и о Музее зоологическом. Более полувека собирались для него экспонаты сотрудниками университета. Но только в последние годы он приобрел завершенный вид. Здесь появились озвученные диорамы, где посетители слышат голоса животных и птиц из разных регионов Земли. Ежегодно музей посещает более пяти тысяч студентов и школьников. В 2010 г. музей победил во всеукраинском конкурсе «Лучший общественный музей».

Что касается научной работы Таврического национального университета, то и в этой сфере полностью оправдала себя стратегия В. И. Вернадского, который был сторонником многообразия и взаимопроницаемости научных направлений. Вуз начал осуществлять сложные, актуальные проекты. Среди них - созданный специалистами университета первый в Украине региональный атлас - Атлас Крыма [7], который завоевал золотую медаль Международной картографической ассоциации.

Многовекторность научной работы университета привела еще и к созданию новых подразделений: Института спелеологии и карстологии, Биотехнологического центра, кафедры ЮНЕСКО, центра когнитивной и

прикладной лингвистики; отдела функциональных материалов и волоконной оптики. Уникальным научно-учебным подразделением стал Центр коррекции функционального состояния человека.

В понимании В. И. Вернадского, университет не может быть структурой, замкнутой в самой себе; университет должен играть роль регионального научного центра, с одной стороны, аккумулируя и координируя потенциал других научных учреждений и коллективов, с другой - активно снабжая общество новейшей научной информацией. Именно в такой культурно-научный центр В. И. Вернадский превращал Таврический университет. По его приглашению здесь выступали К. А. Тренев, С. Н. Сергеев-Ценский, И. С. Шмелев,

A. Т. Аверченко, М. А. Волошин. Сам В. И. Вернадский выступал с докладом на съезде Таврической научной ассоциации, читал лекции на кооперативных курсах, активно участвовал во многих научно-общественных организациях.

По понятным причинам в тот момент были крайне затруднены связи Таврического университета с другими вузами страны, с иностранными университетами. Но в начале XXI в. наука Таврического национального университета начала уверенно завоевывать прочное место в мировой интеллектуальной кооперации. Это оказалось во многом обусловлено возможностью регулярного общения с учеными разных стран на международных конференциях, проводимых ТНУ. Ежегодно университет организовывает десятки конференций с проблематикой широкого спектра: от нанотехнологий до планетарных закономерностей, от математических абстракций до вопросов сугубо прикладного порядка. В рамках фестиваля науки проводится ярмарка инновационных технологий.

Можно констатировать: к 150-летнему юбилею В. И. Вернадского Таврический университет снова превратился в мощный научно-образовательный центр региона, занял ведущие места во всех рейтингах украинских вузов.

Таврический университет принят в Совет Евразийской ассоциации университетов, в сеть университетов Черноморского региона, в Русско-Украинский консорциум университетов.

Словом, Таврический университет стал таким, каким его в будущем видел

B. И. Вернадский.

Но до сих пор мы говорили о том, как реализовались в истории Таврического университета административные, организационные, теоретико-просвещенческие замыслы В. И. Вернадского. Между тем, заявленный выше тезис о новой философии высшего образования не может сводиться лишь к структурным преобразованиям. Эта новая философия требует основы в виде научно-мировоззренческой стратегии. И в этом отношении Таврический национальный университет последовательно опирается на учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Становится все более очевидным, что у цивилизации нет иной альтернативы, кроме устойчивого развития на базе ноосферных принципов, и поэтому сегодня важнейшая задача Таврического национального университета - подготовка специалистов, способных предложить пути гармоничного взаимодействия человека, общества и природы. Приблизить решение этой задачи призвана новая учебная дисциплина «Основы ноосферологии», преподавание которой ведется на всех факультетах вуза. Специалистами университета готовится к выходу учебник по ноосферолгии.

В ноосферной парадигме эволюции ученые Таврического университета видят залог устойчивого развития цивилизации. И самой логикой истории Крыму предначертано превратиться в экспериментальный полигон для реализации моделей ноосферного развития. Разработкой таких моделей занят созданный в университете и не имеющий аналогов научно-исследовательский центр «Технологии устойчивого развития».

Университет также занят осуществлением уникального проекта - созданием первого в мире музея ноосферогенеза «Универсум». Его функция - утвердить в сознании каждого человека мысль, что от индивидуальных устремлений и способностей зависит будущее цивилизации.

Нынешний Таврический университет - это университет В. И. Вернадского не только по имени, это университет В. И. Вернадского по своей сути, по своему духу. Поэтому и отношение к памяти о В. И. Вернадском у сотрудников вуза совершенно особое, а работа по увековечению памяти великого ученого ведется университетом давно и планомерно.

В самом начале третьего тысячелетия Таврический университет поставил перед собой широкий круг задач: не только увековечить имя В. И. Вернадского, но и исследовать крымские страницы биографии ученого, оценить роль Крыма в формировании его идей.

Результатом историко-биографических исследований стала опубликованная в 2004 г. монография «Вернадский и Крым» [3], которая позволяет увидеть исторические события глазами очевидцев, рельефно воссоздает портреты крымских коллег ученого, позволяет проникнуть в лабораторию научных поисков Вернадского. Именно поэтому монография была удостоена премии Автономной Республики Крым.

Открытие новых биографических данных о В. И. Вернадском стимулировало деятельность университета по увековечению памяти В. И. Вернадского. Мемориальными досками были отмечены здания, где работал и жил великий ученый.

Мемориальная доска установлена на здании в Симферополе по улице Пушкина, 18, где в эпоху В. И. Вернадского был ректорат Таврического университета. Именно здесь в 1920-1921 гг. работал ректор В. И. Вернадский. Отмечены мемориальными досками и здания по улице Киевской, 46, где находилась научная лаборатория, руководимая В. И. Вернадским; по улице Курчатова, 32, где В. И. Вернадский жил осенью 1920 г.

Памятным знаком отмечен фасад Кореизской больницы. Во времена Вернадского больницу возглавлял известный врач Константин Михайлов. Благодаря его стараниям в 1920 г. Вернадский, тяжело заболев тифом, смог выжить. Но сам доктор умер от этой страшной болезни.

В 2011 г. Таврический университет снял документальный фильм «Постигая разум. Крымская одиссея Вернадского». Основанный исключительно на научно проверенных фактах, фильм позволяет зрителю окунуться в крымскую действительность эпохи В. И. Вернадского, совершить вместе с великим ученым экспедиции и научные экскурсии по полуострову, проникнуть в таинства научного творчества. Фильм «Крымская одиссея Вернадского» в 2012 г. удостоен премии Автономной Республики Крым.

Благодаря просветительской деятельности Таврического университета, в сознании крымчан личность Вернадского прочно связана с развитием науки и образования на полуострове. На мемориальной доске в главном корпусе вуза имя Вернадского занимает почетное место в списке выдающихся ученых, работавших в Таврическом университете. Всех, кто посещает центральный корпус Таврического университета, встречает стела с барельефом Вернадского. Здесь запечатлены слова ученого: «Научная мысль является главным, основным источником народного богатства, основной силой государства». Эти слова могут считаться девизом Таврического университета.

Все чаще имя Вернадского встречается в крымской топонимике. Улица, на которой ныне расположен Таврический университет, с 2003 г. носит название «Проспект академика Вернадского». Именем Вернадского названы карстовая шахта, открытая учеными ТНУ на горном массиве Бабуган, и один из залов в Мраморной пещере на Чатырдаге.

Объяснимо, что год 150-летнего юбилея В. И. Вернадского имеет для Таврического университета особое, почти сакральное значение. Университет разработал широкий план торжественных и научных мероприятий. Выпущено дополненное издание книги «Вернадский и Крым» [4]. В свет вышла книга «В. И. Вернадский. Крымское наследие» [8]. Здесь под одной обложкой собраны все работы В. И. Вернадского, написанные в Крыму. Вошли сюда также крымские письма ученого и его дневниковые записи. Опубликован также фотоальбом «В. И. Вернадский и Таврический университет: движение сквозь время» [9], который позволяет совершить своеобразную «фотоэкскурсию» по местам В. И. Вернадского в Крыму. Снят документальный фильм «С именем В. И. Вернадского», рассказывающий о преломлении идей великого ученого в деятельности вуза, об увековечении памяти В. И. Вернадского в ТНУ. Университетом также сняты документальный видеоочерк и 3Б-панорама о зале В. И. Вернадского в Мраморной пещере - одной из самых красивых пещер мира.

В Ботаническом парке ТНУ, где некогда творил Вернадский, к юбилею у

В. И. ВЕРНАДСКИЙ v. i. vernadsky ТАВРИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ taurida university ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. И.ВЕРНАДСКОГО v. i. vernadsky taurida national university
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты