Спросить
Войти

Идеи биоэтики в отечественной педагогике XIX-ХХ вв

Автор: указан в статье

УДК 37.11.33

Кюрегян Анна Викторовна

Старший преподаватель кафедры английского языка Национального Исследовательского Университета «Московский энергетический институт» , соискатель кафедры педагогики Московского государственного областного университета, anme_kyuregyan@mail.ru, Москва

ИДЕИ БИОЭТИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XIX-ХХ ВВ

Аннотация. В статье исследуется история развития идей биоэтики, то есть, этичного отношения к живому миру, в российской педагогике. Россия имеет определенный опыт внедрения идей биоэтики в педагогику до революции, но после 1917 года этот процесс оказался заторможен, и в настоящее требуется целенаправленная работа в данном направлении.

Kyuregyan Anna Viktorovna

Llecturer at the English language department of National Research University "Moscow Power Engineering Institute”, post graduate student at Pedagogic department of Moscow Regional University, annie_kyuregyan@mail.ru, Moscow

THE IDEAS OF BIOETHICS IN RUSSIAN PEDAGOGICS OF THE XIX-XX CENTURIES

Abstract. The article deals with appearing of bioethics ideas - ideas concerning ethical treatment of living beings - in Russian pedagogic.russia has a certain experience of introducing bioethics ides into pedagogic before the revolution, but after 1917 this process slowed down, and today special work aimed at including these issues into the curriculum is required.

Вторая половина XIX - начало XX в. известны как время бурного развития демократических ценностей в России, подъема национальной культуры. По-своему символично, что 1861 год принес такое колоссальное завоевание в сфере человеческих отношений как отмена крепостного права; а четыре года спустя, в 1865 году, было создано Российское общество покровительства животным, как будто общий «градус сострадания» в России резко повысился. На рубеже веков идеи биоэтики, провозглашающей этичное отношение к жизни в любых ее проявлениях, начали проникать в российскую педагогику. Одним из первопроходцев в этом направлении стал известный русский педагог И. И. Горбунов-Посадов. Он старался донести до российского общества в разных его слоях не только сами этические идеи в их абстрактно-нравственном преломлении, но дать им практическую на-

правленность, переведя в плоскость реальной педагогики на уровне школы и семьи. Уже в самом раннем возрасте, по убеждению И. И. Горбунова-Посадова, при благоприятных условиях воспитания у ребенка формируется правильное отношение к жизни других существ. Он указывал, что детям часто приходится слышать о практической пользе того или иного действия, о его житейской целесообразности, тогда как на первом месте должно быть развитие общего чувства справедливости, уважения к жизни вообще и к праву каждого живого существа в отдельности на этичное отношение со стороны человека.

И. И. Горбунов-Посадов вводит новое по тому времени понятие «гуманитарного изучения животных», предполагающее их бережное наблюдение - «во всей красоте, интересе и поучительности их жизни» [2, с. 35]. Особое внимание уделяется на-

блюдению за животными в естественных для них условиях, которое всячески приветствуется. И напротив, Горбунов-Посадов высказывает весьма критичное отношение к зоопаркам и прочим местам, где животные содержатся в неволе, - ведь через них дети приучаются к мысли, что живое существо можно лишить свободы ради удовлетворения любопытства человека. Он предлагает иные пути, какими можно познакомить ребенка с миром животных, не механически, но с учетом многих деталей оценивая их безвредность для конкретных представителей природы. Например, в аквариуме жизнедеятельности улиток и других мельчайших водных обитателей ничто не мешает, поэтому их аквариумное разведение с просветительскими целями вполне допустимо. Но уже с рыбами ситуация иная: тот же аквариум, представляющий полноценный мирок для микроорганизмов, становится тюрьмой для более крупных обитателей. Очень желательно для нравственного развития детей, по мнению И. И. Горбунова-Посадова, не одно только стороннее наблюдение за жизнью природы, но посильное их участие в создании более приемлемых в том или ином отношении условий жизни (например, постройка искусственных гнездовий для птиц, максимально приближенных к натуральным - с тем, чтобы они реально привлекали и использовались птицами, а не оставались некими «декоративными поделками»). Немалую роль в формировании уважения и добрых чувств к жизни во всех ее проявлениях играет, всячески настаивает педагог-гуманист, «охота без ружья», то есть фотоохота [там же].

И. И. Горбунов-Посадов и В. И. Лукьян-ская составили для детей младшего, среднего и старшего возраста хрестоматию «Друг животных», куда вошли сказки, стихи и рассказы разных авторов, ненавязчиво воспитывающие в детях этически должное отношение к живому миру. При этом круг охватываемых явлений был весьма широк: так или иначе в художественной форме затрагивались проблемы, связанные с сельскохозяйственными животными и с разводимыми в неволе пушными, с лабораторными, предназначенными для опытов, с домашними животными-компаньонами и с обитателями дикой природы.

Тогда же, на рубеже веков в России публикуется и много других книг, воспитывающих достойное человека отношение к «братьям нашим меньшим». Среди них - переведенные на русский язык повести «Черный красавец» А. Сьюэлл и «Красавец Джой» М. М. Саундерс. Из отечественных сочинений для того периода весьма показательна книга А. Л. Ященко «Хруп. Воспоминания крысы-натуралиста» (которая широко изучалась в гимназиях и других средних учебных заведениях). Попытка увидеть жизнь глазами крысы, без столь привычного для детской (и не только детской) литературы очеловечивания, позволяет ощутить ее «внутреннюю» ценность. При подобном подходе животные не являют собой некий «субститут» человека, а предстают как самоценные создания, со своим местом в мире, достойным если не уважения и сочувствия, то хотя бы признания. После знакомства с «Хрупом» ребенок уже не сможет смотреть на крыс как на однородную массу хитрых вредителей, подлежащих поголовному истреблению, а найдет оправдание их присутствию в природе.

Весьма примечательно, что в России рубежа XIX-XX веков начинают появляться детские объединения в защиту животных -у нас они назывались «майскими союзами». Их инициатором была Е. Е. Ваганова из села Елизаветино Псковской губернии. В дальнейшем Министерство внутренних дел утвердило устав подобных общих, и они стали появляться по всей России. Майские союзы ставили следующие задачи: а) охрану птиц; б) защиту животных от жестокого обращения; в) распространение среди подрастающего поколения информации о необходимости правильного ухода за домашними животными» [1].

Примерно в те же годы появляются толстовские поселения, в которых детей воспитывают в духе доброты ко всему живому -как к людям, так и к животным. Согласно характеристикам современников, общая атмосфера там была чрезвычайно благотворна для внутреннего роста ребенка.

После революции в силу известных исторических причин гуманизация образования в России пресеклась. В советском государстве, особенно в довоенное время, природа рассматривалась «на официальном уровне» в основном в утилитарном аспекте, человек

с ней «боролся» и «героически покорял». Школа, естественно, следовала в том же фарватере. Это выражалось, среди прочего и в том, что, например, животные изучались в соответствующих дисциплинах преимущественно в хозяйственном ракурсе или в биолого-физиологическом, вне нравственно-этического контекста.

Так, ученикам предлагалось проводить весьма малорезультативные для общего образования опыты, которые, однако, способны были напрочь отбить сострадание к более слабым и приучали к мысли, что животное -это не более чем «органический материал». Типичной иллюстрацией доминировавших в ту пору воззрений может служить «Практическое руководство для учителей средней школы» Я. А. Цингер (1947), где даются, в расчете на детей 10-13 лет, инструкции такого рода: «...Взяв лягушку за задние ноги и держа брюшком кверху, сильно и быстро ударяют головой о выступ стола. Затем лягушку вскрывают с брюшной стороны... » [6, с. 62]. Вплоть до 60-х годов практиковались и задания по составлению детьми коллекций насекомых и создавались специальные руководства, как лишать их жизни: «Бабочек умерщвляют прямо в сачке. Для этого нужно улучить момент, когда у бьющейся в сачке бабочки крылья окажутся поднятыми над спиной. Двумя пальцами через материю сачка сдавливают с боков ее грудь» [3, с. 544-545]. Сегодня представляется очевидным, к каким необратимым последствиям в психике детей, в их представлениях о добре и зле, могут привести подобные «учебные мероприятия».

Доминирование в целом утилитарных тенденций в рисуемой картине мира отчетливо просматривается в таком общественно значимом и дорогостоящем послевоенном издании, как Детская энциклопедия (1960 год, том 4). В ней практически нет даже традиционных и привычных (для книг, адресованных детям) тем, развивающих в них сочувствие и потребность заботы: ни слова о доброте, например, к домашним любимцам, о благотворности общение с ними или о достойных удивления качествах, например, о высоких умственных способностях многих из животных. Преобладает вполне прагматичный ракурс. Так, в связи с собаками обсуждаются: породы, сообразно этому

- функции (собаки служебные, охотничьи, декоративные) и конкретная «служба» людям. А, например, о кошках - ни слова, что и понятно: их преимущественно декоративная функция в жизни людей «на государственном уровне» малоинтересна, а какие-либо иные, чисто человеческие потребности не стоят внимания.

Зато огромное внимание уделяется рассказам о всевозможных вредителях, приводятся конкретные цифры потерь (зерна, кормовых культур и т. д.) от того или иное животного, которое однозначно характеризуется как «вредное» (без учета его роли в общей биологической цепочке). Не меньшее место занимает информация о сельскохозяйственных животных, «полезных» тем, что они будут убиты «на благо человека». В частности, даются сведения о наиболее эффективных способах их откорма для последующей «утилизации», о новых «скороспелых» породах, о том, как рационально использовать все части туши. Детям, проживающим в сельской местности, нередко поручалось уничтожение «вредителей»: собственноручно заливать водой норы сусликов, вылавливать грызунов ловушками и капканами и т. д. Все это, конечно, не могло не ожесточать в той или иной мере сердца детей, заглушать в них естественные жалость и сострадание [там же].

С течением времени и в российской педагогике в целом наметился более гуманный подход к животным. Это связано как с общим «потеплением» в обществе, так и с тем, что безжалостная эксплуатация природы, имевшая место на протяжении XX века, начала приносить свои печальные плоды, и люди были вынуждены задуматься о более разумном ее использовании, изменить прежнюю установку на ее безоговорочное «покорение».

Определенных успехов добилась в 70-е г. и секция охраны животных при Всесоюзном обществе охраны природы. В частности, в Министерство просвещения СССР был сделан запрос, с предложением отменить вышеописанную практику составления детьми коллекций, наносящую ущерб и природе, и самим детям (пусть и не столь заметный «на глаз», но несомненный в перспективе их нравственного становления). Благодаря этому из новой школьной программы, гото-

вящейся в то время, подобные методы обучения были исключены [4].

Одним из важных знаков новых веяний в то время стала публикация материалов на тему: «Феноменология жестокости» в журнале «Природа». Один из ее авторов (доктор медицинских наук, профессор К. Семенова, председатель секции охраны животных во Всесоюзном обществе охраны природы) приходит к знаменательному выводу: «Как формируется жестокий человек, не признающий иных страданий, кроме собственной боли? Такой человек проходит через определенный психологический барьер - барьер преодоления сочувствия к чужой боли» [5, с. 89].

В тот же период появляются официальные рекомендации педагогам обращать внимание на проблему гуманного обращения с животными. В журнале «Биология в школе», например (№ 4, 1980 г.) печатается методическое письмо Министерства просвещения СССР «Об усилении внимания к воспитанию гуманного отношения школьников к животным». В 1982 году по столичным школам было разослано письмо за подписями начальника Главного управления народным образованием Мосгорисполкома и председателя секции охраны животных (что само по себе примечательно), где указывалось, что воспитание у школьников гуманного отношения к животным является важной частью нравственного и экологического воспитания в школе [4].

Определенным сигналом об изменении настроений в обществе стал выход ряда кинофильмов, где человек в своем отношении к «братьям меньшим» не боится быть человечным («Кому он нужен, этот Васька?», «Белый Бим черное ухо» и др., получившие всенародное признание). В дальнейшем, примерно с начала 1990-х гг. в российском образовании выдвинулась задача формирования сознательного ответственного отношения к природе во всей полноте ее проявлений, становление экологического мышления. Подготовкой к этому стал переход от главенствовавшей прежде установки на покорение природы к концепции рационального природопользования, которая утвердилась на рубеже веков. В новом тысячелетии появилось немало работ, в том числе и учебно-методических пособий и диссер-

тационных исследований, об экологическом воспитании школьников и подготовке к этому учителей.

Не уменьшая важности данного направления, отметим, что в нем доминирует холистический, то есть целостный, подход к природе. При рассмотрении проблем в таком ракурсе наибольшее внимание уделяется бережному отношению к экосистемам, биологическим видам и прочим комплексным понятиям, но не конкретным проявлениям жизни. Что неизбежно ведет к определенной абстрагированности и приглушает непосредственно-эмоциональную реакцию, которая, в свою очередь, может стать началом размышления в этической плоскости. Кроме того, защита природы в них преподносится главным образом как залог человеческого благополучия вне общей системы нравственных ценностей.

Очень заметным шагом к преподаванию биоэтики стала публикация учебных пособий Т. Н. Павловой «Биоэтика в высшей школе» и «Биоэтика в школе». Однако данное пособие, предназначенное для естественнонаучных факультетов и вузов (в частности, для ветеринарных), имело своей целью просвещение специалистов, но не подготовку учителей (с необходимым для этого методическим аппаратом). Первая часть школьного учебного пособия - «Наши любимые животные» - предназначена для 1-3 классов, вторая - «Их таинственный мир» - для 7-8 классов. Пособие рекомендовано Министерством просвещения в качестве дополнения к учебникам природоведения и биологии (с которыми оно непосредственно скоординировано). Появление этого издания было принципиально важно, поскольку оно стало первым в России, полностью посвященным этике отношения к животным. Вместе с тем, его использование ограничивается его привязкой к школьному курсу природоведения и биологии; кроме того, в нем отсутствуют задания для старших классов.

Комплексное решение проблемы гуманизации образования на основе биоэтических представлений невозможно без полноценной подготовки в данном аспекте учителей, для чего необходимы специальные курсы в педагогических вузах, учебно-методическая литература вузовского назначения, программы и т. д. Работа в данном направлении уже начата.

Библиографический список

1. Борейко В. Е. Белые пятна природоохраны. СССР, Россия, Украина. - Киев: Изд. КЭКЦ и ЦОДП, 1996. - Т. 1. - 223 с.
2. Горбунов-Посадов И. И. Сострадание к животным и воспитание наших детей. - М.: Типолитография Т-ва И. Н. Кушнерев и Л. Пименовская ул., соб. д., 1910. - 112 с.
3. Детская Энциклопедия. - Том 4. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 590 с.
4. Павлова Т. Н. Мемуары // Гуманитарный экологический журнал. - Том 11. - Вып. 4. -2009. - С. 34-49.
5. Феноменология жестокости // Природа. Ежемесячный популярный естественнонаучный журнал Академии наук СССР. - №1 (713). -1975. - С. 89-101.
6. Цингер Я. А. Простейшие. Практическое руководство для учителей средней школы. - М.: Учпедгиз, 1947. - 88 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты