Спросить
Войти

Ливенский "харлампиевский" текст: история и современное состояние

Автор: указан в статье

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 801.81 М.В. АНТОНОВА

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы XI-XIX вв., Орловский государственный университет E-mail: gavrila05@yandex.ru

UDC 801.81 M.V. ANTONOVA

Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Russian literature XI-XIX centuries, Orel State University

E-mail: gavrila05@yandex.ru

ЛИВЕНСКИЙ «ХАРЛАМПИЕВСКИЙ» ТЕКСТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ* LIVNY TEXT OF ABBOT CHARALAMBOS: HISTORY AND CURRENT STATUS

В данной статье рассматривается харлампиевский текст, сложившийся в городе Ливны в конце XIX века и активно функционирующий в наши дни. Выявлены особенности структуры текста. На основе материалов к незавершенной канонизации подвижника и публикациях местных СМИ определены типы чудес.

This article considers the text of abbot Charalambos prevailing in the town of Livny in the late XIX,h century and actively functioning in our day. We have identified features of the structure of the text. On the basis of submissions to the pending canonization of the ascetic and publications local media the types of miracles are identified.

Ливны - районный центр, который расположен на юго-востоке Орловской области в месте слияния рек Ливенка и Сосна. Официальным временем основания города считается 1586 год. Во второй половине XVI века по реке Сосне были организованы 73 укрепленных пограничных пункта для защиты рубежей Руси. В том числе известен указ царя Феодора Иоанновича, гласивший: «... на Сосне, не доезжая до Оскола два днища, поставить велено город Ливны, а на Дону, на Воронеже, не доезжая до богатого затона два днища, велено поставить город Воронеж. Каковы будут вести на Ливнах про приход воинских людей на государевы украина - с Ливен посылать с вестьми на Воронеж, - и с Воронежа потому ж на Ливны с вестьми посылать» [Цит. по: 1,с. 14-15].

В этот же период времени в Ливнах был основан Свято-Успенский Сергиевский монастырь. Известна жалованная грамота Феодора Иоанновича от 25 января1592 года, по которой были пожалованы «в Сергиев монастырь на церковное строение, на ладан и на свечи, и на вино церковное в Ливенском уезде реку Тим со всеми угодьи»[5, с.53]. Первым наместником Свято-Успенского монастыря считается игумен Харлампий. Реальность данной личности подтверждается рядом документов. В ливенской «Приправочной книге» 1615 года, которая цитируется в книге Г.М. Пясецкого «Исторические очерки города Ливен и его уезда в политическом, статистическом и церковном отношении» (1983), отмечено, что в это время монастырское хозяйство значительно расширилось. По поводу состава монашествующих читаем следующее: «А в монастыре игумен Харлампий, да поп черный, да 11 чел. братьи живут по кельям» [5, с.54]. В Писцовых Ливенских книгах Ивана Малечкина и подъячего Тимофея Семенова за 1627-29 годы также подробно описываются монастырские владения и неоднократно упоминается игумен Харлампий.

Задача данной статьи состоит в анализе ливенско-го харлампиевского текста, его структуры и истории функционирования на основании рассмотрения материалов к незавершенной канонизации подвижника, а также современных устных рассказов прихожан, зафиксированных в местных СМИ. В работе используются культурно-исторический и историко-литературный методы исследования.

Местное почитание игумена Харлампия складывается во второй половине XIX века. К этому времени монастырь прекратил свое существование. В 1764 году Ливенская обитель была (как и многие во время правления Екатерины II) признана выморочной и упразднена в связи с сокращением штатов монастырей, монахи были переведены в Оптину пустынь, а земли были переданы графу Ростопчину. Две церкви на территории монастыря сохранились и стали городскими, но другие монастырские постройки постепенно разобрали. В процессе разбора монастырских строений проводились своего рода раскопки. В частности, в 1777 году под руководством соборного протоиререя Андреева был вскрыт монастырский склеп и обнаружен гроб с нетленными мощами и с митрой на голове. По существу, это было первое событие, которое легло в основу почитания игумена Харлампия. «Раскопки», надо сказать, проводились не из исторического интереса, а потому что на бывшей территории монастыря (после разбора монастырских стен), начиная с 1772 года было дозволено строить дома прихожанам. Протоиерей Андреев с рабочими, видимо, при

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-04-00437).

© М.В. Антонова © M.V. Antonova

закладке фундамента вскрыл древнее захоронение. По свидетельству летописца Сергиевской церкви, эта история передавалась в семье Андреевых как предание [3].

Через 80-х лет, когда дом Андреевых перешел во владение ливенскому купцу Тюпину, в «погребе» начинают происходить различные чудесные явления: в нем слышатся голоса, происходят исцеления, что старательно фиксируется в специальной книге. Записи начинают вести с 1858 года. Книга была заведена после разрешения светских и епархиальных властей и выдана Благочинным Ливенскихгродских церквей Ипполитом Мерцаловым. Всего в книге было зафиксировано около 100 случаев исцеления [3].

«Погреб» дома Тюпиных получил название Ливенской пещерки. Приблизительно в это же время на склоне реки Сосны рядом с пещеркой забил источник, который молва также связала с именем Харлампия. По существу, ко второй половине XIX века в Ливнах складывается своего рода «харлампиевский текст», который включает в себя следующие компоненты:

1. Ливенская пещерка и Харлампиевский источник как объекты религиозного поклонения;
2. комплекс представлений о взаимосвязи Ливенского монастыря с древней монастырской традицией. На этом основано название для «погребка» - «пещерка» (или «пещера»), что проводит типологическую параллель с древними русскими пещерными монастырями (Киево- и Псково-Печерскими), где мощи подвижников пребывали именно в пещерах. Кстати, документально или археологически наличие именно пещерных захоронений в Ливенском монастыре подтверждения не находит, однако именно комплекс идей о связи Ливенского монастыря с Киево-Печерским о преемственности традиций был положен в основу материалов, которые в начале XX века готовил священник Ливенской Александровской часовни о. Василий Понятовский;
3. народные религиозные предания о святых местах, связанных с именем Харлампия;
4. записи об исцелениях, полученных приходящими богомольцами в Ливны по молитвенном призывании инока Харлампия и других монахов, почивающих в погребе под домом купчихи Тюпиной;
5. в конце XIX - начале XX века «харлампиев-ский текст» дополняется трудами уже упомянутого щ. Василия Понятовского.

Именно Василий Понятовский в 1914-1915 годах инициировал вопрос о канонизации игумена Харлампия. Им была составлена речь к юбилею Сергиевской церкви, в которой прославлялись ливенские подвижники, а также осуществлен ряд публикаций, в которых рассказывалось о чудотворениях в Ливенской пещере. Канонизация не была осуществлена, этому помешала Первая мировая война, а затем Великая Октябрьская революция. Понятно, что при советской власти ни о какой канонизации речи идти не могло, но «харлампиевский» текст продолжал активно функционировать и в XX веке. Сегодня он не только существует, но и развивается,

чему способствует восстановление Ливенской пещеры и Харлампиевского источника, а также публикация в современных местных СМИ свидетельств очевидцев о чудотворных явлениях.

Житийное повествование об игумене Харлампии так и не сложилось. Текст, составленный Василием Понятовским, лишен биографических данных о подвижнике, нет в нем и попыток создания канонического клишированного агиографического повествования о герое. В жанровом отношении данное сочинение, скорее, может быть определено как «сказание о чудесах». Кроме задачи прославления ливенских подвижников, текст, составленный о. В. Понятовским, выполняет вполне конкретную деловую функцию доказательства / подтверждения факта святости игумена Харлампия посредством фиксации посмертных чудес.

В материалах к незавершенной канонизации ливен-ского подвижника можно выделить два основных типа чудес.

1. Явления игумена Харлампия, которые реализуются через видения или услышанные голоса. Таковы, например, два первых по времени чуда:

- явление офицеру Гробовскому некого инока: «В половине позапрошлого девятнадцатого столетия дом с погребом на месте нынешней пещеры поступил во владение Ливенскому купцу Тюпину. Он был просол и складывал в этот погреб скупаемые им кожи. В доме его квартировал офицер Гробовский стоявшего тогда в лив-нах Силединского полка, поляк, католик. Однажды вечером наяву явился ему старец-инок. Когда он спросил, что ему угодно, инок отвечал: "Скажи своему хозяину, чтобы он вынес из погреба кожи, потому что здесь нахожусь я, Харлампий, да и многие другие иноки со мной", - и скрылся. (Подробность о кожах передана ливенским купцом Ив.Ив. Прохоровым, заимствованная по преданию). Гробовский зовет денщика и приказывает ему вернуть монаха. Денщик говорит, что он никакого монаха не видал. Пораженный этим явлением Гробовский объявил всем это чудесное видение» [3].

- явление девочке-подростку Маше: «У упомянутых Тюпиных, которым принадлежал дом с "погребом"-пещерой, жила в услужении девочка лет десяти-тринадцати, Маша, выдающаяся перед всеми по своей набожности.

Она при страшном желании учиться, по-тогдашнему, училась у члена причта, именно, священника Никольской церкви отца Васитлия (фамилия забыта передающим), известного своим благочестием. (Этот случай записан со слов Ливенского мещанина Александра Николаевича Паршина, заимствовавшего его по преданию). Будучи в услужении у Тюпиных, эта девочка во всех своих поступках проявляла крайнее благочестие и набожность, малым чем отличалась от монахинь. От Пасхи до Вознесения уней была постоянная монастырская привычка говорить "Христос Воскресе" при начале всякого дела. В первый день Пасхи 24 или 24 марта 1858 года девочку Машу хозяева послали в "погреб" взять что-то для разговения и, взявшись за пред10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - РИТШЬОИСЛЬ

мет, по привычке она сказала: "Христос Воскресе!" И вдруг услышала в ответ из глубины погреба: "Воистину Воскресе!" Предполагая, что ослышалась, она повторила еще: "Христос Воскресе!" И опять услышала такой же ясный ответ: "Воистину Воскресе!" После этого она без чувств упала на пол и лежала, пока не пришли хозяева и не привели ее в чувства. И, придя в себя, она рассказала сначала хозяевам, и потом, конечно, своим родным и знакомым о случившимся с нею» [3].

Этот тип чудес в содержательно-функциональном плане призван подтвердить факт святости Ливенской пещерки как места, в котором «под спудом» находятся мощи игумена Харлампия и других иноков. В современной устной околоцерковной традиции, зафиксированной в местных СМИ, имеются подобные свидетельства: верующие слышат церковное пение или мужской голос, читающий молитву [2; 4].

2. Второй тип чудес - исцеления. В материалах Василия Понятовского исцеления происходят по большей части благодаря использованию «песочка» из пещерки и святой воды. «Песочком» трут глаза - и прозревают, его прикладывают к больному месту - и исцеляются: «Первое чудо прозрения глаз жены Ливенского купца Семена ильина, бывшей слепой 30 лет и прозревшей от трения глаз песком из "подвала" Тюпина, умо-вения водою из близлежащего колодца и призыванием игумена Харалампия, о святой жизни которого она много слышала, не обозначено точно. Но второе чудесное исцеление Ливенского купца Тимофея Александровича Черемисинова, страдавшего зиму 1858 года жестокою неизлечимою болью, опухолью по лицу и в несколько дней прошедшего от хождения в "выход" и трения больного места взятым оттуда песком, прямо обозначено в марте месяце 1858 года» [3].

В современных легендах сфера чудесного воздействия «песочка расширяется, им лечат бесноватых: «В начале 70-х годов я не была воцерковлена, - рассказывала Солодских Тамара Алексеевна. - В храм ходила редко, 1-2 раза в год, о пещерке ничего не слышала и не знала, что это место упокоения игумена Харлампия со братией. В те годы я с мужем прожила уже 17 лет, и у нас стали возникать иногда крупные ссоры, муж вел себя агрессивно. Свекровь узнала о его поведении и дала мне совет, взять в пещерке песочек из ямки внизу, около двери. Этим песочком посыпать немного постель, чтобы он не ощущал под собой. Я так и сделала. Под подушку и под простыню положила в тряпочке песок. Харалампий успокоил моего мужа, он стал спокойным, как в первые годы нашей жизни. Свекровь моя, ныне покойная, рассказывала мне, так она лечила своего мужа (моего свекра), когда он также стал бесноваться. Она тоже посыпала постель песком из пещерки. Я поняла, что игумен Харалампий успокаивает беснующихся, и он скорый помощник людям» [2].

Чудеса также происходят и по молитвенному обращению к игумену Харлампию, после панихиды или молебна в пещерке, после использования масла из лампадки, в результате «прикладывания к стеночке» пещерки больного места пр. Приведем несколько примеров.

Работница Свято-Сергиевского кафедрального ли-венского собора Мария Романова вспоминает: «Было воскресенье, я приболела, сильно болела голова. В конце службы был Крестный ход и у меня вдобавок заболел бок, вроде печень схватит-отпустит. После Крестного хода как всегда по воскресеньям служили панихиду игумену Харлампию со братией и я пошла в пещерку. Стою, периодически болит бок, тогда стала просить игумена Харлампия и прикладываться к стеночке. Кончилась панихида, стали раздавать коливо, и боль прошла во Славу Божию по молитвам игумена Харлампия» [2].

«Я, Мосалова Надежда Ивановна, хочу поведать сон, который мне снился ночами 30 и 31 октября 2000 года. Вечером 30 октября я внезапно заболела - стремительно поднялась температура до 40,5°. В доме я находилась одна, так как все мои домашние были заняты организацией похорон близкого родственника. Не знаю на какое время я была погружена в сон в таком состоянии, но мне снился удивительный сон. Будто я нахожусь в нашей пещерке, стою на нижнем пороге, двери открыты. Вдруг из левой стороны появились два монаха, которые шли друг за другом возле стола, стоящего посреди пещерки в правую сторону. Из-за арки лиц их не было видно. Слышала я только голос: «Эта земля стоит у престола Господня», произнесено это было дважды. Проснувшись, посмотрела на часы, время было 3 часа 20 минут. На следующую ночь, пребывая еще в таком же тяжелом состоянии, я вновь увидела тот же самый сон и в то же время, 3 часа 20 минут. Я уснула вновь, а проснулась совсем здоровой, будто и не болела» [2].

Задача сбора материала для канонизации игумена Харлампия обусловила стремление о. Василия Понятовского к точному указанию на источник сообщения, что соответствует агиографической традиции. На основании документных свидетельств он указывает точные имена и даты событий: Гробовский - офицер си-лединского полка, поляк, католик, подробность о кожах передана ливенским купцом И.И. Прохоровым. Первое судо прозрения произошло с женой ливенского купца Семена Ильина (дата точно не указана), второе исцеление от опухоли на лице произошло зимой 1858 г. с ливенским купцом Т.А.Черемисиновым. Эта же особенность документирования сохраняется в современных публикациях: «В 1995 году у меня заболела вся семья, кроме меня»; «20 апреля 2009 года я пришла благодарить игумена Харампиясо братией, заказала ему обедню и панихиду»; «30 июля 2007 года у меня заболела нога»; «Это произошло в октябре 2009 года»; «В 1955 году у Васильевой Марии Ивановны дочь Люба и была расслабленной» [2]; «В 1938 году все ливенские храмы были закрыты, - вспоминала ныне покойная Мария Ивановна Герлинг. - Я очень горевала, что негде освятить кулич и Пасху. И тут мне пришла в голову мысль: понесу-ка я их в пещерку»; «В 1947 году Ливенская пещерка была восстановлена и сразу прославилась исцелением. У пожилой женщины, которая помогала в восстановлении пещерки, начала действовать иссохшая рука»; «В

Рождество 2011 года жительница Ливен 7 января вечером спустилась в пещерку» [4]

В соответствии с традицией о. Василий Понятовский определяет и этапы прославления святого места: начинается оно с открытия мощей в 1777 году, затем, очевидно, следуют многочисленные чудесные явления и исцеления, что приводит к распространению известий о чудотворной пещере по России и к попыткам Орловского епархиального управления утвердить местное почитание Харлампия. В результате после дознания Священный синод дозволяет открыть в Ливенской пещере служение панихид с 1859 года.

В 1882-86 годах над пещеркой была выстроена Александровская часовня (в память об имп. Александре III). А в 1990 году,что зафиксировано о. Понятовским, во время раскопок была обнаружена древняя кладка и истинный вход в помещение, который тем не менее вновь был засыпан, чтобы не допустить обрушения часовни. Раскопки проводились

начальником Ливенской железной дороги инженером Киришевым, а сведения о сопровождавшем их чуде сообщены почетным потомственным гражданином Ливен И.А. Васильевым, которому в тонком сне привиделся Харлампий, что, собственно, и спровоцировало раскопки.

Материалы о. В. Понятовского - также своеобразный этап прославления ливенских старцев, но это уже, можно сказать, сверхтекстовое явление по отношению к самим материалам.

Подводя итоги, следует отметить, что «харлам-пиевский» ливенский текст выстраивается в соответствии с традициями и практикой Русской Православной Церкви. Сформировавшись ко второй половине XIX - началу XX вв. (о чем свидетельствуют материалы к незавершенной канонизации), «харлампиевский» текст активно бытует в советское время и продолжает развиваться в наши дни.

Библиографический список

1. Волков С.П. Ливны. Орел, 1959.
2. Курская А., Костикова Н. Чудеса Харлампия в наши дни // Уездный город. 2 апреля 2004г. [Электронный ресурс] http:// www.uezdnygorod.ru .
3. Ливенская пещера. Её история, прославление и первые чудеса. [Электронный ресурс]http://www.sobor-livny.ru.
4. Некрасова К. Голоса из другого мира // Уездный город. 28 ноября 2012г. [Электронный ресурс] http://www.uezdnygorod.ru/ articlefull/3012/.
5. Пясецкий Г.М. Исторические очерки города Ливен и его уезда в политическом, статистическом и церковном отношении. Орел, 1983.

References

1. Volkov S.P. Livny. Orel, 1959.
2. Kurskaja A. Kostikova N. The wonders of Charalambos in our days // County town. April 2, 2004 [Electronic source] http://www. uezdnygorod.ru/articlefull/4722/.
3. Livny cave. Its history, the glorification and the first miracles [Electronic resource]http://www.sobor-livny.ru.
4. Nekrasova K. Voices from the other world // County town. November 28, 2012. [Electronic resource] http://www.uezdnygorod.ru.
5. Pyasetsky G. M. Historical sketches of the town of Livny and his County&s political, statistical and clerical terms. Orel, 1983.
urban text livny holy places the life of saint the legend of miracles ascetic ГОРОДСКОЙ ТЕКСТ ЛИВНЫ СВЯТЫЕ МЕСТА ЖИТИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты