Спросить
Войти

Идейно-теоретические основы культурной политики на юге Дальнего Востока советского Союза в области театрального искусства на начальном этапе перестройки

Автор: указан в статье

УДК 792.03 (571.6)

Н.Н. Абабкова

ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПЕРЕСТРОЙКИ

На основе проведенных сопоставлений основных положений политики в области культуры на начальном этапе становления Советского государства и в начале перестройки выявлены ее идейно-теоретические основы. Базовые позиции, разработанные В.И. Лениным в первые годы советской власти, в середине 1980-х годов правительством М.С. Горбачева были приняты как неоспоримо верные. Однако новые реалии времени внесли особые коррективы в методы ее реализации. В контексте государственной политики рассмотрено развитие театрального искусства на юге Дальнего Востока. Анализ архивных документов позволил выделить особенности проведения культурной политики в этом регионе в период трансформации общества, а также создать целостное представление об основных направлениях работы театров юга Дальнего Востока в изменившихся социально-экономических и политических условиях.

Дальний Восток, культурная политика, перестройка, советское общество, театр.

Одно из первых определений термина «культурная политика» было дано на круглом столе ЮНЕСКО в 1967 году в Монако. Под политикой в сфере культуры было решено понимать «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности, процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры. В контексте данного положения реализация культурной политики представляет собой всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей посредством оптималь-

1 >торыми распола-

© Абабкова Н.Н., 2013 к к

Культурная политика в Советском Союзе традиционно являлась одним из важнейших средств соотнесения ценностей, смыслов и моделей поведения в обществе. Изначально она была направлена на пропаганду советского образа жизни. Для реализации культурной политики использовались различные методы и приемы, разработанные и контролируемые партийными органами. Культура страны, в том числе и театральная, до конца 1980-х годов оставалась носителем советской идеологии.

1 Лавринова Н.Н. Сущность культурной политики. URL : Moy-bereg.ru/oblasti-kulturui/poli-tika-v-oblasti-kultuui-8.html.)

На юге Дальнего Востока СССР культурная политика в области театрального искусства проводилась в русле общегосударственной концепции культурного развития.

Решения Апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года, связанные с принятием нового политического курса, открыли новую страницу в истории Советского государства. Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачёвым, имело огромные последствия во всех областях общественной жизни, в том числе и культуре.

В контексте государственной политики первые перестроечные годы были наполнены дискуссиями о месте и роли культуры в новых исторических условиях. Культура как объект политического воздействия со стороны государства переживала важные трансформации, в значительной степени изменившие ее традиционный облик. Реализация целей и задач по перестройке культуры осуществлялась в ходе культурной политики Советского государства, при проведении которой использовались старые и новые идеи.

Определяя главную стратегию культурной политики, М.С. Горбачёв неоднократно указывал на неоспоримость ленинских норм относительно культуры. Теоретические основы культурной политики, заложенные В.И. Лениным в 1920-е годы, на начальном этапе перестройки объявлялись единственно верными и как никогда актуальными.

В связи с этим для более глубокого рассмотрения процессов, происходящих в культурной политике СССР на юге Дальнего Востока в середине 1980-х годов, следует осветить некоторые, ставшие уже стереотипными суждения о культуре, коренящиеся в марксистско-ленинском учении и ставшие знаковыми в культурной политике СССР в первые годы перестройки.

В.И. Ленин не увлекался теоретическими разработками вопросов культуры, однако уделял достаточно много внимания проблеме ее преобразования на практике. Он использовал властные рычаги для контроля за процессом культурного строительства в стране в соответствии с текущими экономическими и политическими задачами, которые предстояло решать в тот или иной период государственного строительства. Его высказывания по вопросам преобразования культуры превратились со временем в теоретическое наследие, базисные элементы которого в середине 1980-х годов советским руководством были взяты за основу.

В.И. Ленин рассматривал культуру как неотъемлемую часть государственного строительства. Культура и социализм не расчленялись, а находились в тесной взаимозависимости друг от друга. Государство выступало главной направляющей и регулирующей силой преобразования отечественной культуры. Система подчинения культуры государству сохранилась и на начальном этапе перестройки. Хозяйственно-экономическая и творческая деятельность театров полностью оставалась зависимой от государства. Ленинское наследие в вопросах государственного регулирования театральной культуры на юге Дальнего Востока в середине 1980-х годов еще оставалось значимым и актуальным. Сохранялось государственное планирование по количеству зрителей, спектаклей, пре-

мьерных показов на театральный сезон. Кроме того, государство полностью брало на себя финансовое обеспечение театров, а также основные направления в тематике постановок.

План мероприятий по реализации культурной политики в театральном деле на Дальнем Востоке СССР на 1986 год формировался в соответствии с задачами, озвученными на Апрельском 1985 года пленуме ЦК КПСС, и был направлен на обеспечение успешного выполнения планов экономического и социального развития региона на XII пятилетку и достойную встречу XXVII съезда КПСС. Во всех учреждениях культуры была проведена работа по разъяснению материалов Апрельского пленума ЦК КПСС по принятию новых социалистических обязательств. Рекомендовалось применение опыта передовых учреждений, укрепление трудовой дисциплины и воспитание членов коллектива в духе коммунистической нравственности и политической сознательности в культуре.

Большинство дальневосточных театров приняли участие во Всероссийском социалистическом соревновании театрально-зрелищных учреждений, во Всесоюзном смотре спектаклей, посвященном XXVII съезду КПСС 2, а также во Всероссийском театральном фестивале «Героическое освоение Сибири и Дальнего Востока». В 1987 году театры Хабаровского края представляли свои лучшие спектакли на декаде «Мастера искусств края - 70-летию Великого Октября». К данному событию была приурочена неделя «Театр детям и юношеству», в которой приняло участие большинство дальневосточных театров. Среди театров Хабаровского края по итогам социалистического соревнования первое место занял краевой театр юного зрителя имени Ленинского комсомола. Приморский краевой театр кукол в 1985 году стал лауреатом премии комсомола Приморья.

Одним из важных положений ленинского учения, который был унаследован руководством страны в первые годы перестройки, был связан с идеологией. В.И. Ленин в дискуссиях о пролетарской культуре, затрагивающих вопросы идеологической чистоты, соотношения культуры и политики, партийного контроля за деятельностью просветительных организаций, прежде всего волновал вопрос управления культурой. Он характеризовал этот процесс как хаотичный и считал обязанностью коммунистов «руководить этим процессом и формировать его результаты» 3. Следовательно, коммунистическая идеология объявлялась единственной идеологией, на которую должны стать все «попутчики». Партии отводилась роль поводыря всех «слепцов». Принцип партийности, пронизывающий все стороны культуры, стал нормой и для театрального дела. В 1920-е годы в СССР при директорах театров были назначены особые содиректора -члены партии. «Работа их, - писал известный театральный деятель М. Чехов, -состояла в том, чтобы следить за деятельностью директоров, указывая им их ошибки с точки зрения идеологии, а также поддерживать и возбуждать активность месткомов и ленинских уголков» 4

2 Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. Р-1842. Оп. 1. Д. 305. Л. 5.
3 Ленин об искусстве и литературе. М. : Госполитиздат, 1967. С. 662-663.
4 Литературная газета. 1990. 8 авг.

Советская культура изначально была призвана обеспечивать внедрение и закрепление в сознании, привычках, укладе народа новой коммунистической идеологии. Следовательно, культура как самоценность, как величайшая копилка национального и общечеловеческого опыта переводилась в разряд служанки идеологии и политики.

Практика партийно-идеологического контроля над театром прочно закрепилась в культурной жизни Советской страны, включая начальный этап перестройки. Об этом свидетельствует тот факт, что в состав художественного совета дальневосточных театров по-прежнему входили представители партийной и комсомольской организаций. В сведениях о кадровом составе работников театров одним из показательных пунктов оставалась партийная принадлежность членов коллектива. Пропаганда советской идеологии проводилась и среди будущих специалистов театрального дела. В первые годы перестройки одним из обязательных государственных экзаменов у выпускников театральных факультетов оставался экзамен по научному коммунизму 5.

В октябре 1987 года в городе Комсомольске-на-Амуре состоялась встреча творческой интеллигенции с представителями городского комитета коммунистической партии, на которой большое внимание было уделено роли театра в жизни города. «Трудно переоценить значение воздействия театрального искусства на умы и души людей», - отмечали собравшиеся. - Несмотря на существующие сложности в работе, артисты городского драматического театра стремятся занять достойное место в ряду идеологических бойцов партии» 6.

Тем не менее, новые исторические условия диктовали иные позиции в развитии советского театра. Решающее значение стала играть политика гласности, в результате которой происходило смягчение или частичный пересмотр некоторых постулатов официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно стал вытесняться приоритетом общечеловеческих ценностей.

В одном из выступлений М.С. Горбачёв заявил, что «перестройка -прямое продолжение Октября» 7. Объявив непорочными идеалы социализма, он попытался отыскать их у Ленина 8. Официально данная позиция была ключевой в реализации целей и задач нового политического курса. Однако, по мнению известного российского исследователя В.В. Согрина, предложенная в 1985 году М.С. Горбачёвым новая модель социализма только внешне основывалась на интерпретации ленинского наследия, но по сути развивала схему «социализма с человеческим лицом» 9. «Школой правды,

5 Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 1566. Оп. 2. Д. 204. Л. 4.
6 Федорова А. Собралась творческая интеллигенция // Дальневосточный Комсомольск. 1987. 3 окт.
7 Комсомольский-на-Амуре городской архив (КнАГА). Ф. 187. Оп. 4. Д. 153. Л. 3.
8 Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачёва до Путина. М. : Весь Мир, 2001. 272 с. С. 30.
9 Согрин В.В. Политическая история современной России. С. 31.

гласности и демократии» предполагалось обновление идей В.И. Ленина, их очищение от бюрократических и консервативных элементов, которые за полувековой период существования советской власти прочно закрепились во всех сферах жизни СССР.

Следуя принятой программе социально-экономического развития страны, правительством М.С. Горбачёва были скорректированы подходы к реализации культурной политики. Предусматривалось применение как традиционных (ленинских) методов в развитии культуры, так и новых, продиктованных политикой гласности и плюрализма. С 1985 года наблюдалась активизация пропагандистской деятельности среди театральных коллективов Дальневосточного региона. В данном направлении ответственные за идеологическую работу широко использовали политинформации, лекции, тематические беседы, политучебу и другие формы. В Хабаровском краевом театре драмы на 1985/86 театральный сезон была создана школа коммунистического труда по курсу «Резервы экономии и бережливости в действии» 10, в краевом театре юного зрителя имени Ленинского комсомола проводилась партийная и комсомольская учеба школы научного коммунизма и школы основ марксизма-ленинизма. В отчете отдела культурнопросветительских учреждений и народного творчества администрации города Хабаровска за 1985 год отмечено, что в краевом театре музыкальной комедии, согласно плану идеологической работы, партийным бюро ежемесячно читаются лекции обществом «Знание» п. Тематика лекций была направлена на освещение наиболее острых проблем, существующих в стране и в мире, например, лекции «О международном положении СССР», «Отношения СССР с отдельными странами» и др. Однако к 1986 году отмечается увеличение числа лекций, имеющих чисто идеологическую направленность. Лекции, доклады на тему «Социалистический образ жизни и его преимущества», «Перестройка и социализм», «Перестройка и мы», «В.И. Ленин о непримиримости коммунистической и буржуазной идеологии» и т. п. чаще других стали использоваться лекторами. Партийными органами регулярно проводились теоретические семинары с идеологическим активом партийных организаций дальневосточных театров. Лозунг «Больше социализма», провозглашенный новым правительством, звучал с трибун партийных конференций и во время собраний.

Несмотря на то, что в середине 1980-х годов идеологическая составляющая в деятельности дальневосточных театров по прежнему занимала важное место, можно обозначить появление в театральном мире неоднозначных, порой весьма критических позиций в отношении существующей советской системы. Театры становились «рупором перестройки».

В середине 1980-х годов на театральных подмостках нашей страны определяющее значение получила публицистическая драма. В обществе в этот период отмечается тенденция переосмысления идей Ленина, событий Октября 1917 года. Свойственная времени публицистичность нашла отражение в постановках М.А. За-

10 ГАХК. Ф Р-1900. Оп. 1. Д. 161. Л. 16.
11 ГАХК. Ф. 1842. Оп. 1. Д. 300. Л. 19.

харова в Московском театре Ленинского комсомола, где на сцене по-новому освещалась ленинская проблематика. Наиболее ярким драматургом, работавшим в данном направлении, стал М. Шатров. Большинство его пьес о Ленине легли в основу постановок ведущих театров страны.

Вслед за столичными театрами дальневосточные режиссеры начали работу с произведениями М. Шатрова. В 1986 году режиссером Комсомольского-на-Амуре драматического театра В.В. Паршуковым был поставлен спектакль «Диктатура совести». Член президиума городского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры М.А. Кузьмина дала высокую оценку этой постановке, отметив, что «данный спектакль о том, что всякая попытка предать забвению идеи, рожденные революцией, ведет к неповторимым потерям в обществе и общественном сознании» 12. В 1988 году состоялась премьера спектакля «Дальше, дальше, дальше» также в постановке Комсомольского-на-Амуре драматического театра. В основу спектакля была положена авторская версия событий, произошедших в 1917-1920-х годах. Приморским краевым драматическим театром имени М. Горького на суд зрителей была представлена постановка по произведению М. Шатрова «Синие кони на красной траве» (реж. Е.С. Звеняцкий), адресованная прежде всего молодежи. Это спектакль о Ленине, о его мыслях и идеях.

Советские театроведы, анализируя театральное творчество середины 1980-х годов, отмечали, что насущной задачей театра на начальном этапе перестройки стало философское осмысление процессов становления и развития сознания советского человека и общества в целом, а также анализ негативных тенденций, имеющих место в жизни страны 13.

В связи с этим актуальными темами для театральных постановок в середине 1980-х годов стали нравственные проблемы, возникающие в критических социальных ситуациях. На первый план выдвигались обсуждения и осуждение «деформаций социализма», которых немало накопилось за 70 лет существования советской власти. Особенный резонанс у зрителя вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий. В духе перестройки поднимались темы столкновения отжившего и нарождающегося интеллекта и косности, определение гражданской позиции каждого 14 В театрах центральной части страны показательной стала пьеса А. Буравского «Говори», в которой ключевой явилась проблема гласности и неизбежности исторических перемен, и пьеса В.С. Губарева «Саркофаг», где через действия героев, их взглядов была сделана попытка дать иную оценку деятельности К.У. Черненко. Во многих театрах страны, в том числе в Комсомольском-на-Амуре драматическом театре, были поставлены знаменитые и считавшиеся до перестройки крамольными спектакли Е. Шварца «Дракон» и Н. Эрдмана «Самоубийца». В театре Ленинского комсомола прошли новые постановки по пьесам Г. Горина. Там же

12 Кузьмина М.А. Нет у революции конца //Дальневосточный Комсомольск. 1987. 11 нояб.
13 Изволина С.А. Театр и философия // Новое в жизни, науке, технике. М. : Знание, 1988. № 7. 64 с. С. 62.
14 Изволина С.А. Театр и философия. С. 62.

с аншлагами шла рок-опера «“Юнона” и “Авось”» А. Вознесенского и А. Рыбникова, а Таганка представила новый спектакль «Высоцкий».

Следуя веяниям времени, Хабаровским театром юного зрителя по пьесе В. Розова была осуществлена постановка спектакля «Кабанчик», в основе которого лежала сатира на демагогов. О подобных людях главный режиссер Московского художественного академического театр О. Ефремов говорил: «...демагог -один из героев нашего времени. Раньше он тормозил прогресс, а сейчас громче всех кричит о перестройке. Именно сейчас самое время театру заняться этим типом и вытащить его на общественное обсуждение» 15.

Во время гастролей в городе Комсомольске-на-Амуре народный артист СССР, солист Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая А. Днишев в своем интервью местной газете «Дальневосточный Комсомольск» попытался выразить общее настроение служителей театрального искусства в новых исторических условиях. Он отметил, что примета времени - страстное желание говорить без прикрас. «Ни одна нота перестройки не должна быть фальшивой» 16.

Несмотря на активную гражданскую позицию большинства театральных дальневосточных коллективов, на заседании коллегии Управления культуры Хабаровского крайисполкома от 17 мая 1985 года отмечались недостатки в идейнополитическом направлении работы ряда театров. В частности, указывалось на отсутствие в репертуаре камерного музыкального еврейского театра «крупномасштабных спектаклей, отображающих социально-экономические преобразования в стране, спектаклей на историко-революционную тему, а также спектаклей, разоблачающих международный сионизм» 17.

Такого рода факты подтверждают точку зрения, что, несмотря, на казалось бы, схожую картину в работе дальневосточных театров, внутренняя составляющая каждого отдельного коллектива оставалась специфичной. Специфика театра определяется творчеством и гражданской позицией людей, работающих в нем. Отсюда и отношение театра с властью, со зрителем. То, что театр живой организм, не вызывает никакого сомнения. Личностный фактор всегда играл немаловажную роль в развитии театра. В условиях начавшейся перестройки происходило реформирование дальневосточной театральной интеллигенции. В связи с этим важной составляющей в осуществлении государственной культурной политики в театральной деятельности считался кадровый вопрос.

Театральная творческая интеллигенция на юге Дальнего Востока в середине 1980-х годов формировалась преимущественно за счет местных кадров. Вливание в театры актеров и режиссеров из отдаленных регионов нельзя считать частым явлением, что, бесспорно, негативно влияло на творческий процесс.

Главными учебными заведениями по подготовке квалифицированных кадров для дальневосточных театров в начальный период перестройки оставались Хабаровский институт искусств и культуры, театральный факультет

15 Там же. С. 29.
16 Дальневосточный Комсомольск. 1987. 23 окт.
17 ГАХК. Ф. Р-1690. Оп. 3. Д. 467. Л. 51.

которого в 1994 году был выделен из состава факультета культурно-просветительской работы и получил название «режиссерско-хореографический», Дальневосточный педагогический институт искусств города Владивостока, на театральном факультете которого работало 2 отделения - актеров драматического театра и кино и актеров театра кукол. Учебный процесс на факультете обеспечивали 3 факультетские кафедры (кафедра мастерства актера (выпускающая), кафедра сценической речи и кафедра сценического движения и физвоспитания), а также 2 общевузовские кафедры (кафедра общественных наук и кафедра иностранных языков).

Работа театрального факультета Дальневосточного педагогического института искусств велась в соответствии с общеполитическим курсом и была «нацелена на совершенствование уровня обучения и преподавания, дальнейшее улучшение идейновоспитательной работы, активизацию деятельности общественных организаций факультета» 18. В основу всех проводимых мероприятий ставилась задача подготовки высококвалифицированных, «идейно-убежденных специалистов» 19. В свете решения ХХ^! съезда КПСС на кафедрах были приняты соответствующие планы мероприятий по реализации решений съезда. Кафедрой сценической речи были изучены «Основные направления перестройки высшей и специальной школы», после чего в ректорат были внесены конкретные предложения, направленные на улучшение системы

образования и воспитания актера, повышение педагогического мастерства и улучше-

20

ние распределения выпускников .

В середине 1980-х годов существенно обозначилась нехватка актерских кадров в театрах на юге Дальнего Востока. Сохранялась востребованность выпускников по специальности «актер драмтеатра и кино» и «актер театра кукол». Согласно протоколам заседания Государственной комиссии по распределению молодых специалистов театрального факультета Дальневосточного педагогического института искусств, всем выпускникам (за исключением тех, кому по семейным обстоятельствам было предоставлено право свободного трудоустройства) предусматривалось обеспечение работой в театрах страны. В основном выпускники оставались работать в театрах Дальневосточного региона. В 1986 году 61 процент выпускников был распределен в театры юга Дальнего Востока, в 1987 году - 76 процентов, в 1988 году - 55 процентов. В большинстве случаев молодые специалисты пополняли коллективы театров городов Владивостока и Хабаровска, за редким исключением выезжали за пределы региона. В 1990-е годы кадровый вопрос так и не был решен окончательно и оставался одним из самых сложных.

Таким образом, подчинение театральной культуры идейно-политическим задачам партии, выдвижение классового принципа в качестве главного критерия стало основой культурной политики в театральном деле на начальном этапе перестройки в работе дальневосточных театров. Вместе с тем новые реалии времени изменили методы ее реализации. Общественная трансформация в стране в середине 1980-х годов затронула и советское наследие. В силу особых исторических условий развития

18 ГАПК. Ф. 1566. Оп. 2. Д. 204. Л. 2.
19 Там же.
20 Там же. Д. 247. Л. 7.

юга Дальнего Востока в театрах региона эти процессы проходили медленнее, но более болезненно и трагично, чем в центральной части нашей страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Государственный архив Приморского края (ГАПК). - Ф. 1566. - Оп. 2. - Д. 204. -Л. 2, 4 ; Д. 247. - Л. 7.
2. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). - Ф. Р-1690. - Оп. 3. -Д. 467. - Л. 51 ; Ф. Р-1842. - Оп. 1. - Д. 300. - Л. 19 ; Д. 305. - Л. 5 ; Ф Р-1900. - Оп. 1. -Д. 161. - Л. 16.
3. Дальневосточный Комсомольск [Текст]. - 1987. - 23 окт.
4. Изволина, С.А. Театр и философия [Текст] // Новое в жизни, науке, технике. -М. : Знание, 1988. - № 7. - 64 с.
5. Комсомольский-на-Амуре городской архив (КнАГА). - Ф. 187. - Оп. 4. -Д. 153. - Л. 3.
6. Кузьмина, М.А. Нет у революции конца [Текст] // Дальневосточный Комсомольск. - 1987. - 11 нояб.
7. Лавринова, Н.Н. Сущность культурной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Moy-bereg.ru/oblasti-kulturui/politika-v-oblasti-kultuui-8.html.)
8. Ленин об искусстве и литературе [Текст]. - М. : Госполитиздат, 1967.
9. Литературная газета [Текст]. - 1990. - 8 авг.
10. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина [Текст]. - М. : Весь Мир, 2001. - 272 с.
11. Федорова, А. Собралась творческая интеллигенция [Текст] // Дальневосточный Комсомольск. - 1987. - 3 окт.

N.N. Ababkova

IDEOLOGY AND THEORY OF CULTURAL POLICY OF THE RUSSIAN FAR EAST IN THE BEGINNING OF PERESTROIKA

The paper treats the major aspects of Soviet cultural policy in the beginning of perestroika. The comparative analysis of cultural policies of the early Soviet Union and Gorbachev’s perestroika reveals the evolution of the country’s ideological and theoretical foundations. M.S. Gorbachev’s government unreservedly accepted V.I. Lenin’s basic principles. However new realia demanded new principles and new methods. The paper focuses on the development of theatrical art in the Far East. The analysis of archival documents allows one to single out major features of Soviet cultural policy in the Far East in the changing social, economic, and political conditions.

Far East, cultural policy, perestroika, soviet society, theatre.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты